Решение Спасской районной Думы Рязанской области от 27.03.2014 N 26/3 "Об утверждении стандарта финансового контроля"



СПАССКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. № 26/3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрев проект решения Спасской районной Думы "Об утверждении стандарта финансового контроля", внесенный главой Спасского муниципального района - председателем Спасской районной Думы, руководствуясь статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, Спасская районная Дума решила:
1. Утвердить стандарт финансового контроля в муниципальном образовании - Спасский муниципальный район Рязанской области согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее решение "Об утверждении стандарта финансового контроля" в печатном средстве массовой информации "Информационный бюллетень Спасской районной Думы".
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования (обнародования).

Глава Спасского муниципального
района, председатель районной Думы
А.П.ГЕРАСКИН





Приложение
к решению
Спасской районной Думы
от 27 марта 2014 г. № 26/3

СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Общие положения

1.1. Стандарт проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (далее по тексту - местный бюджет) совместно с проверкой достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту - Стандарт) подготовлен для организации исполнения требования ст. 157, 264.4 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", федеральных законов и законов Рязанской области, регулирующих бюджетные правоотношения, а также регламентирующих сферу деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (далее по тексту - КСП), положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании - Спасский муниципальный район Рязанской области.
1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации.
1.3. Стандарт предназначен для применения сотрудниками КСП муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, программы которых включают вопросы проверки ведения бухгалтерского учета, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании средств бюджета муниципального образования и муниципальной собственности.
1.4. Сфера применения Стандарта.
Стандарт является нормативным документом, устанавливающим основные критерии и общую систему целенаправленных, систематических и сбалансированных шагов или действий, которым должны следовать сотрудники контрольно-счетной палаты при проведении внешней проверки.
1.5. Цель Стандарта:
установление единых организационно-правовых, информационных, методических основ проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, годового отчета об исполнении местного бюджета (далее по тексту - внешняя проверка) и подготовки заключения КСП.
1.6. Задачи Стандарта:
- определение общих правил и процедур проведения внешней проверки;
- определение методических основ проведения внешней проверки и подготовки заключения КСП;
- определение структуры, содержания и основных требований к заключению КСП на проект решения представительного органа местного самоуправления об исполнении бюджета муниципального образования.

2. Содержание внешней проверки

2.1. Целью проведения внешней проверки является:
- установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчетности, а также представленных в составе проекта решения представительного органа отчета об исполнении местного бюджета, документов и материалов; соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;
- установление достоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту - ГАБС);
- установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным решениями представительного органа местного самоуправления;
- оценка эффективности и результативности использования в отчетном году бюджетных средств;
- выработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным имуществом;
- подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
2.2. Основными задачами проведения внешней проверки является:
- проверка соблюдения требований к порядку составления и представления годовой отчетности об исполнении местного бюджета;
- выборочная проверка соблюдения требований законодательства по организации и ведению бухгалтерского учета;
- проверка и анализ исполнения местного бюджета по данным годового отчета, выявление нарушений и отклонений в процессах формирования и исполнения бюджета, своевременное предупреждение факторов, способных негативно повлиять на реализацию бюджетного процесса в муниципальном образовании;
- решение прочих контрольных и экспертно-аналитических задач, направленных на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- определение степени выполнения плановых заданий по предоставлению муниципальных услуг.
2.3. Предмет внешней проверки:
- годовой отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год;
- годовая бухгалтерская и бюджетная отчетность ГАБС, дополнительные материалы, документы и пояснения к ним.
2.4. Объектами проверки являются:
- главные распорядители бюджетных средств;
- главные администраторы доходов бюджета;
- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
- предприятия, организации, если они получают средства бюджета муниципального образования или используют муниципальную собственность, а также имеют предоставленные органами местного самоуправления налоговые и иные льготы и преимущества (в случае необходимости).
2.5. Внешняя проверка годового отчета может проводиться в форме камеральной или выездной проверки.
2.6. Информационную базу для проведения внешней проверки годового отчета составляют:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Устав муниципального образования;
- Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании;
- решение представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год;
- решения представительного органа местного самоуправления о внесении изменений (дополнений) в бюджет муниципального образования на отчетный финансовый год;
- требования к порядку составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
- нормативные правовые акты муниципального образования о введении местных налогов, установлении налоговых ставок по ним;
- нормативные правовые акты, касающиеся вопросов исполнения местного бюджета в отчетном финансовом году (порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, составления и ведения сводной бюджетной росписи, исполнения бюджета по расходам и т.д.);
- сводная бюджетная роспись на отчетный финансовый год;
- реестр расходных обязательств муниципального образования на отчетный финансовый год;
- результаты контрольных мероприятий контрольно-счетной палаты, относящиеся к средствам бюджета муниципального образования отчетного финансового года;
- результаты текущего контроля (мониторинга) за исполнением бюджета ГАБС в отчетном году.

3. Методические основы проведения внешней проверки

Методической основой внешней проверки является сравнительный анализ показателей, составляющих информационную основу, между собой и соответствия отчета об исполнении бюджета муниципального образования решению о бюджете на очередной финансовый год требованиям БК РФ и нормативным правовым актам Российской Федерации, Рязанской области и муниципального образования.
Основным методологическим принципом является сопоставление информации, полученной по конкретным видам доходов, направлениям расходования средств бюджета муниципального образования, с данными, содержащимися в бухгалтерских, отчетных и иных документах проверяемых объектов.
В целях определения эффективности использования средств бюджета муниципального образования возможно сопоставление данных за ряд лет.
Основными приемами финансового анализа по данным бюджетной отчетности являются:
- чтение отчетности,
- горизонтальный анализ,
- вертикальный анализ.
Чтение отчетности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением субъекта анализа по данным баланса, сопутствующим формам и приложениям к ним. По данным бюджетной отчетности можно судить об имущественном положении организации, характере ее деятельности, соотношении средств по их видам в составе активов и т.д. В процессе чтения отчетности важно рассматривать показатели разных форм отчетности в их взаимосвязи.
Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, динамике этих изменений можно получить с помощью горизонтального и вертикального анализа данных бюджетной отчетности.
В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции отчетности с соответствующей позицией предыдущего года. Кроме того, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей отчетности за определенный период и построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящих в состав отчетности.
Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге отчета, выяснение структуры. Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В процессе такого анализа целесообразно использование не только данных бюджетной отчетности, но и актов проверок, входящих и исходящих писем по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, плановой информации и данных внутренних отчетов. Ознакомление с ними позволяет получить дополнительный материал для всестороннего изучения специфики деятельности учреждения.

4. Организация внешней проверки

4.1. Внешняя проверка проводится на основании плана работы КСП на текущий год.
4.2. Внешняя проверка включает в себя:
- проверку годового отчета об исполнении бюджета;
- проверку бюджетной отчетности;
- составление акта проверки по каждому подконтрольному объекту;
- оформление заключения.
4.3. Организация внешней проверки включает следующие этапы:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
4.4. На подготовительном этапе:
- проводится сбор и изучение правовой базы, в соответствии с которой должен был исполняться бюджет;
- проводится изучение публикаций и полученной информации и сведений по запросам;
- определяются ответственные лица по экспертизе годового отчета, бюджетной отчетности и конкретным контрольно-ревизионным мероприятиям, необходимым для проверки достоверности данных бюджетной отчетности, в том числе при необходимости контрольные мероприятия с выходом на объект проверки.
Результатом проведения данного этапа является подготовка программы и рабочего плана внешней проверки.
4.5. Основной этап внешней проверки заключается в:
экспертно-аналитических мероприятиях:
- анализ данных годового отчета об исполнении бюджета;
- анализ данных бюджетной отчетности ГАБС;
контрольных мероприятиях:
- выборочной проверки достоверности данных бюджетной отчетности с выходом на объект проверки;
- встречные проверки как на предприятиях, с которыми проверяемая организация имела финансовые взаимоотношения, так и с гражданами;
итогах проведенных контрольных мероприятий в течение года.
Результатом проведения данного этапа внешней проверки являются акты и заключения.
4.6. На заключительном этапе оформляется заключение КСП на годовой отчет об исполнении бюджета.
4.7. Внешняя проверка начинается с издания распоряжения руководителя КСП, определяющего ответственных исполнителей по каждому мероприятию.

5. Общие принципы и требования
к проведению внешней проверки

5.1. Для проведения внешней проверки в рамках бюджетного законодательства в адрес КСП предоставляется годовой отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения в срок не позднее 1 апреля текущего финансового года.
5.2. Внешняя проверка проводится в срок, не превышающий одного месяца со дня предоставления документов в адрес КСП.
5.3. КСП готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС.
5.4. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется КСП в представительный орган муниципального образования с одновременным направлением в администрацию муниципального образования.
5.5. При проведении внешней проверки сотрудники КСП должны руководствоваться нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, Рязанской области и муниципального образования, условиями Соглашения о проведении внешней проверки годовых отчетов муниципальных образований городского и сельских поселений.
5.6. Ограничения, влияющие на возможность обнаружения существенных искажений годовой отчетности, имеют место в силу следующих причин:
- внешняя проверка осуществляется в основном на камеральном уровне;
- в ходе проверки применяются выборочные методы;
- подверженность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля влиянию человеческого фактора;
- преобладающая часть доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера;
- работа проверяющего в части сбора доказательств и формирования выводов по результатам контрольного мероприятия основывается на его профессиональном суждении.
5.7. Объем мероприятий по внешней проверке определяется перечнем и характером контрольных и экспертных процедур, которые необходимы для достижения цели внешней проверки при заданных обстоятельствах.
5.8. Перечень контрольных и экспертных процедур определяется в соответствии с Программой проведения внешней проверки конкретно для каждого объекта контроля.
5.9. Для проведения контрольного и экспертного мероприятия КСП вправе привлекать независимых специалистов (экспертов) в установленном Регламентом КСП и иными локальными нормативными актами КСП порядке при наличии утвержденных расходов на указанные цели.
При использовании результатов работы привлеченного специалиста/эксперта должно быть обеспечено получение достаточных надлежащих доказательств того, что такая работа отвечает целям контрольного мероприятия. Такие доказательства могут быть получены посредством установления для привлеченного специалиста/эксперта технического задания, как правило, в письменной форме и сравнения фактически достигнутых результатов.
Ответственность за формирование выводов по результатам внешней проверки в разрезе каждого объекта контроля несут должностные лица КСП. Недопустимо разделение ответственности должностных лиц КСП и привлеченных специалистов/экспертов.
5.10. В процессе реализации контрольных и экспертных полномочий руководитель контрольного мероприятия, руководитель рабочей группы и члены рабочей группы контрольно-счетной палаты должны строить взаимоотношения с руководством и представителями (должностными лицами) объекта проверки на основе взаимного уважения.
При общении с руководством и должностными лицами объекта внешней проверки членам рабочей группы следует придерживаться общепринятых моральных норм, а также руководствоваться принципами профессиональной этики.
5.11. Проведение контрольного и экспертного мероприятия подлежит документированию.
5.12. Порядок организации делопроизводства, ограничение доступа к информационным ресурсам и отчетам, а также ответственность за несоблюдение установленных требований регламентируются Инструкцией по делопроизводству в КСП и являются обязательными для всех членов рабочей группы.
5.13. Члены рабочей группы КСП несут ответственность за сохранность документов и конфиденциальность полученной в ходе контрольного мероприятия информации.

6. Формы и методы проведения внешней проверки

При проведении внешней проверки осуществляются следующие формы контроля:
экспертно-аналитические мероприятия (экспертиза) по анализу данных бюджетной отчетности и иной информации об исполнении бюджета;
контрольно-ревизионные мероприятия (с выходом на объект) по проверке достоверности данных бюджетной отчетности.
6.1. Виды (формы) контрольного мероприятия.
Внешняя проверка в разрезе объектов контроля может проводиться на камеральном и выездном уровне.
Под камеральной проверкой понимается проведение контрольного мероприятия на основании представленных объектом проверки документов (информации) без выхода на объект проверки.
Выездная проверка проводится непосредственно по месту нахождения объекта контроля.
Решение о форме проведения контрольного мероприятия принимается на подготовительном этапе проверки.
6.2. Методы проведения внешней проверки:
- сплошная проверка;
- выборочная проверка (отбор отдельных элементов).
Определение метода проведения внешней проверки зависит от результатов предварительного изучения деятельности, оценки надежности системы внутреннего контроля, а также возможностей организационного, материально-технического и кадрового обеспечения КСП.
6.3. Проверка проводится методом изучения достоверности и последовательности показателей бюджетной отчетности и регистров бюджетного учета.
6.4. Проверка проводится по каждой форме бюджетной отчетности раздельно путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме, с остатками и оборотами по счетам главной книги.
6.5. В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в форме отчетности, не могут быть проверены по данным главной книги, то проверяющие используют соответствующие регистры аналитического учета.
6.6. Проверка достоверности позволяет определить:
- согласуются ли между собой результаты операций, финансовое положение и другая информация в бухгалтерской отчетности;
- должным ли образом раскрыта необходимая информация и правильно ли квалифицированы и представлены данные в бухгалтерской отчетности;
- соответствует ли бухгалтерская отчетность всем требованиям законодательства и других нормативных актов, применяемых к деятельности муниципального образования.
6.7. Контрольные процедуры, проводимые при внешней проверке, делятся по характеру используемого материала (информации) на документальные и фактические.
Документальная проверка проводится на основе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности, расчетов к ним, отчетности, нормативной и другой документации, подлежащей предоставлению объектом проверки. К основным приемам документальной проверки относятся:
- формальная и арифметическая проверка документов (точность заполнения бланков и регистров учета, наличие в них необходимых реквизитов, а также подсчет сумм и итогов);
- встречная проверка документов или записей (в том числе логическая проверка - определение объективной возможности и необходимости совершения операции, определение реальной взаимосвязи событий);
- юридическая, экономическая и финансовая экспертиза совершенных хозяйственных операций;
- приемы экономического анализа (сравнения, сопоставления, анализ показателей отчетности и т.д.);
- технико-экономические расчеты.
К приемам фактической проверки относятся:
- участие в инвентаризации объектов основных фондов, материальных ценностей и денежных средств, имущества, переданного объекту проверки для реализации полномочий, полнота оприходования и корректность списания активов и т.д.;
- экспертная оценка фактического объема и качества оказываемых муниципальных услуг;
- визуальное наблюдение путем обследования помещений (например, контрольный обмер выполненных строительно-монтажных, ремонтных работ и т.п.);
- проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины и др.
На камеральном уровне осуществляется документальная проверка на основании представленной объектом проверки, а также полученной из внешних источников документации (информации).
При выездной проверке возможно применение документальных и фактических контрольных процедур.
6.8. Процедуры, осуществляемые при проведении камеральной проверки, предусматривают:
- проверку порядка организации и реализации бюджетного процесса в муниципальном образовании:
а) проверку соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальных правовых актов, регламентирующих бюджетный процесс (формирование и исполнение бюджета, сводной бюджетной росписи, бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности участников бюджетного процесса, уведомлений о бюджетных ассигнованиях);
б) анализ исполнения местного бюджета за отчетный финансовый год (порядок внесения изменений в бюджетную роспись, структура доходной и расходной частей местного бюджета, соответствие показателей исполнения бюджета плановым показателям);
в) анализ выявленных нарушений и недостатков по характеру, существенности (качественной и количественной) и причинам их возникновения;
- проверку годовой отчетности об исполнении бюджета муниципального образования на:
а) соответствие порядка подготовки годовой отчетности (по форме и полноте представления) требованиям законодательства о бюджетной отчетности;
б) соответствие показателей отчетности данным представленных объектом контроля бюджетных регистров, правильности представления и раскрытия информации об активах и обязательствах, финансово-хозяйственных операциях в бюджетной отчетности (достоверность показателей годового отчета);
в) соответствие плановых показателей, указанных в отчетности ГАБС, показателям утвержденного бюджета с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета;
г) соответствие фактических показателей, указанных в отчетности ГАБС, данным отчетности подведомственных получателей бюджетных средств (ПБС);
д) корректность формирования сводной отчетности, консолидации показателей, а именно правильность суммирования одноименных показателей форм бюджетной отчетности ПБС, главного распорядителя бюджетных средств и финансового органа по соответствующим строкам и графам, исключение в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
е) установление полноты бюджетной отчетности ГАБС и ее соответствия требованиям нормативных правовых актов - необходимо провести анализ представленной к проверке отчетности ГАБС по составу, содержанию, прозрачности и информативности показателей.
Под прозрачностью и информативностью годового отчета (бюджетной отчетности) понимается отражение в ней информации в таком объеме и структуре, которые позволяют сформировать адекватную информацию (представление) обо всех составляющих исполнения бюджета в целом (годовой отчет) или по бюджетной отчетности ГАБС;
ж) проверку соблюдения контрольных соотношений (арифметических увязок) между показателями различных форм отчетности и пояснительной записки;
- проведение прочих контрольных (аналитических) процедур, в том числе по результатам камеральной проверки:
а) анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, причин и сроков их возникновения;
б) анализ структуры расходов бюджета, их соответствия кодам бюджетной классификации;
в) анализ соблюдения методологии бюджетного учета, формирования бюджетных регистров;
г) анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств - выполнение плана оказания муниципальных услуг, утвержденного бюджетом, и другие конкретные показатели, характеризующие основную деятельность проверяемого ГАБС;
д) анализ выявленных нарушений и недостатков по характеру, существенности (качественной и количественной) и причинам их возникновения.
6.9. Процедуры, осуществляемые при проведении выездной проверки, предусматривают применение приемов как документальной, так и фактической проверки.
Выездная проверка основывается на проведении экспертизы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бюджетной отчетности объекта внешней проверки.
При выездной проверке могут осуществляться следующие контрольные процедуры (помимо процедур, перечисленных в п. 4.4 настоящего Стандарта):
а) экспертиза правоустанавливающих документов и договоров;
б) анализ существующего порядка организации и ведения бухгалтерского учета, оценка надежности средств внутреннего контроля;
в) выборочная сверка данных бухгалтерского учета с данными бухгалтерских регистров и показателями годовой отчетности;
г) выборочная проверка правомерности и порядка отражения в учете и отчетности показателей финансово-хозяйственных операций, активов и обязательств (по полноте и обоснованности, правильности отнесения к соответствующему периоду, соответствия данных учета данным первичной документации и др.);
д) проверка оформления результатов инвентаризации активов и обязательств и соответствия их данным учета и отчетности (инвентаризационные описи, акты сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и др.);
е) проверка и анализ нетиповых финансово-хозяйственных операций, бюджетных записей, корректирующих проводок в учете и их документальной обоснованности;
ж) выборочная проверка целевого и эффективного использования ресурсов, анализ исполнения доходов и расходов местного бюджета (в том числе средств муниципального образования и имущества, выделяемого на реализацию переданных государственных полномочий);
з) проведение визуального осмотра (наблюдения), выборочной инвентаризации, контрольных замеров и т.п.;
и) анализ материалов по результатам внешних контрольных мероприятий, проводившихся уполномоченными контрольными органами на объекте проверки, и принятых по их результатам мер;
к) проверка соблюдения требований по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

7. Порядок проведения внешней проверки

7.1. Проведение внешней проверки подлежит планированию.
7.2. При планировании внешней проверки учитываются:
- установленные законодательством сроки подготовки бухгалтерской отчетности и формирования заключения на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования;
- степень обеспеченности КСП ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- квалификация и опыт работы;
- профессиональная компетентность и опыт членов рабочей группы, планируемых к участию в контрольном мероприятии, и др.
7.3. Проведение контрольного мероприятия проводится в соответствии со Стандартом внешнего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия".
7.4. Информационной основой для проведения внешней проверки являются материалы (документы, информации), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам КСП из внешних источников материалы.
7.5. Непосредственно проведение контрольных процедур начинается с момента получения от объекта проверки годового отчета об исполнении бюджета и прочей информации, необходимой для проведения контрольного мероприятия.
7.6. Перечень контрольных процедур определяется на этапе подготовки к внешней проверке и может корректироваться в ходе мероприятия с целью получения достаточных надлежащих доказательств, необходимых для формулирования обоснованных выводов и формирования заключения на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования.
7.7. Доказательства представляют собой информацию, полученную при проведении контрольного мероприятия, и результат ее анализа, которые подтверждают выводы, сделанные по результатам этого мероприятия.
7.8. Достаточность доказательств представляет собой количественную меру доказательств и предполагает обеспечение уверенности в правильности сделанных выводов по результатам проведения контрольного мероприятия.
7.9. Надлежащими считаются доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам контрольного мероприятия. Надлежащий характер представляет собой качественную сторону доказательств.
7.10. Доказательствами при проведении внешней проверки являются:
- первичные учетные документы;
- регистры бухгалтерского учета;
- бухгалтерская, статистическая и иная отчетность;
- результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, оформленные рабочими документами;
- заключения экспертов;
- письменные заявления и разъяснения руководителя и должностных лиц объектов внешней проверки;
- документы и сведения, полученные из других достоверных источников (органы казначейства и др.).
7.11. Проверяющему необходимо получить письменные заявления и разъяснения от руководства объекта проверки по всем вопросам, являющимся существенными для целей контрольного мероприятия, если предполагается, что получить достаточные надлежащие доказательства другим путем не представляется возможным.
Заявления и разъяснения должны быть оформлены в письменном виде с указанием необходимой информации, даты, должности и фамилии, имени, отчества составителя и содержать его подпись.
Если заявления и разъяснения руководства объекта проверки противоречат другим полученным в ходе проверки доказательствам, необходимо исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства объекта проверки по аналогичным или другим вопросам.
7.12. В ходе проведения выездной внешней проверки запросы дополнительной информации осуществляются в оперативном режиме. В случае непредставления или преднамеренной задержки в представлении информации запросы оформляются в письменном виде с указанием даты и времени запроса, а также отметкой о получении запроса представителями объекта внешней проверки.
7.13. В случае представления информации ненадлежащего вида, непредставления информации или представления ее в неполном объеме составляется акт по факту непредставления сведений по запросу КСП.
7.14. Оценка надежности доказательств основывается на следующем:
- доказательства, полученные из внешних источников (в том числе органов государственной власти), как правило, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта контроля;
- надежность доказательств, полученных от объекта контроля, тем выше, чем качественнее система бухгалтерского учета и выше оценка системы внутреннего контроля объекта проверки;
- доказательства, полученные непосредственно проверяющим, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта внешней проверки;
- доказательства в документальной форме и письменные заявления более надежны, чем доказательства и заявления в устной форме;
- устные и письменные заявления и разъяснения руководства и должностных лиц объекта проверки не являются заменой достаточных надлежащих надежных доказательств.
7.15. Доказательства более надежны, если они получены из разных источников, имеют идентичное или разное содержание, но при этом не противоречат друг другу. В таких случаях обеспечивается более высокая степень уверенности в выводах, сделанных в ходе контрольного мероприятия, по сравнению с той, которая имела бы место при рассмотрении доказательств по отдельности.
Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, проверяющим должны быть определены дополнительные контрольные процедуры, необходимые для выяснения причин такого несоответствия.
7.16. Достаточность, надлежащий характер и надежность доказательств должны сопоставляться с расходами и трудозатратами, связанными с получением таких доказательств. Однако сложность получения конкретного доказательства и связанные с этим расходы и трудозатраты не являются основанием для отказа от получения данного доказательства.
7.17. Количественная и качественная характеристики доказательств, полученных в ходе реализации контрольных полномочий, влияют на формирование профессионального мнения проверяющего и выдачу заключения на годовой отчет.
7.18. Проверяющий получает доказательства путем выполнения соответствующих контрольных процедур.
7.19. По окончании проведения контрольных и аналитических процедур члены рабочей группы должны:
- оформить аналитические записки по каждому объекту проверки (отчет по результатам проведенного мероприятия с подробным описанием выявленных нарушений (искажений);
- сформулировать выводы по результатам проверки в разрезе каждого объекта контроля и подготовить соответствующее заключение на годовой отчет;
- согласовать результаты внешней проверки с руководством объекта контроля;
- сформировать дело по результатам контрольного мероприятия в разрезе ГАБС и передать материалы проверки в архив КСП.

8. Действия при обнаружении нарушений и недостатков,
создании препятствий для проведения контрольного мероприятия

8.1. Нарушением является деяние (действие или бездействие), запрещенное законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не соответствующее правилам, условиям, требованиям, установленным законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8.2. Недостаток не является нарушением законодательства, а является ошибкой или фактом неэффективной деятельности. Действия (бездействие) должностных лиц или организаций оцениваются как неэффективные только в тех случаях, когда проверяющим подтверждена возможность выполнения их с достижением лучшего результата или с меньшими затратами.
8.3. При обнаружении фактов невыполнения проверяемым объектом требований законов и иных нормативных правовых актов необходимо более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как влияют выявленные нарушения на результаты финансовой и хозяйственной деятельности.
8.4. При выявлении фактов нарушений требований законов и иных нормативных правовых актов необходимо:
отразить нарушения в своей рабочей документации для последующего включения в акт;
сообщить руководству проверяемого объекта о замеченных нарушениях и предложить принять меры к их устранению.
8.5. Определив причины возникновения нарушений и недостатков, вид и размер ущерба (при наличии), необходимо определить и возможные меры для устранения нарушений и возмещения ущерба усилиями проверяемой организации.
8.6. В случае если выявленные в ходе проведения контрольного мероприятия нарушения, по мнению руководителя рабочей группы, содержат в себе признаки состава преступления и имеется необходимость принять срочные меры для пресечения противоправных действий, руководитель рабочей группы незамедлительно письменно информирует об этом руководителя контрольного мероприятия. Проверяющий составляет акт по факту, содержащему в себе признак состава преступления.

9. Контроль в период осуществления внешней проверки

9.1. В ходе контрольного мероприятия должен осуществляться контроль за работой членов рабочей группы и ее результатами.
9.2. Контроль в ходе контрольного мероприятия осуществляется для достижения цели этого мероприятия и обеспечения надлежащего качества работы членов рабочей группы.
9.3. Контроль в ходе контрольного мероприятия осуществляется руководителем контрольного мероприятия.
9.4. Руководитель контрольного мероприятия несет персональную ответственность за составление и полноту выполнения программы контрольного мероприятия, организацию (координацию) действий членов рабочих групп.
9.5. Координация действий членов рабочей группы предполагает выполнение следующих процедур:
- распределение обязанностей, полномочий и ответственности между членами рабочей группы;
- инициирование и проведение рабочих совещаний, обсуждений на этапе планирования, осуществления проверки и подведения итогов контрольного мероприятия, обмен информацией и опытом;
- мониторинг и контроль за реализацией программы внешней проверки.
9.6. Для контроля за ходом выполнения рабочей программы проверки руководителем контрольного мероприятия могут использоваться индикаторы полноты выполнения программы контрольного мероприятия.
9.7. При разработке системы индикаторов следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей и действий руководителя контрольного мероприятия при обеспечении полноты информации и своевременности ее представления.
9.8. При выборе показателей (индикаторов) предпочтение должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности (непосредственное выполнение или невыполнение пункта программы проведения проверки).

10. Оформление результатов внешней проверки

10.1. Проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств оформляется Заключением.
10.2. По всем расхождениям, выявленным в ходе проверки, необходимо получить пояснения ответственных лиц.
10.3. При наличии недостоверных данных необходимо указать причины и следствия, которые привели к недостоверности бухгалтерской отчетности.
10.4. В Заключении в обязательном порядке указывается наличие расхождений показателей бюджетного учета и отчетности, их причины и методы исправления.

11. Оформление и утверждение сводного заключения

11.1. КСП на отчет об исполнении бюджета муниципального образования готовит Заключение в разрезе закрепленных направлений деятельности КСП с учетом результатов проверок ГАБС, тематических проверок и экспертно-аналитических мероприятий, включающее в себя следующие основные положения:
В Заключении КСП отражаются:
- оценка полноты и достоверности сведений, представленных в бухгалтерской отчетности главных администраторов бюджетных средств;
- оценка степени достижения целей бюджетной политики, в т.ч. при реализации национальных проектов;
- оценка эффективности бюджетных расходов, осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств.
11.2. Проект Заключения КСП на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год рассматривается председателем КСП. При наличии высказанных при рассмотрении замечаний и предложений Заключение КСП дорабатывается и подписывается инспекторами КСП.
11.3. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования с приложением заключений о результатах проведения внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС представляется КСП в представительный орган муниципального образования с одновременным направлением его в администрацию муниципального образования не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом.


------------------------------------------------------------------