Постановление Администрации муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 10.06.2014 N 41 "Об утверждении "Схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области на период до 2025 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
БОЛЬШЕПОДОВЕЧИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ МИЛОСЛАВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2014 г. № 41

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "СХЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - БОЛЬШЕПОДОВЕЧИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ
ПОСЕЛЕНИЕ МИЛОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА"

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", Водным кодексом РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ, ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" администрация муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области постановляет:
1. Утвердить "Схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области".
2. Настоящее постановление разместить на официальном сайте администрации Милославского муниципального района.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации МО -
Большеподовечинское
сельское поселение
В.Н.КОШОЛКИНА





СХЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - БОЛЬШЕПОДОВЕЧИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ
ПОСЕЛЕНИЕ МИЛОСЛАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

ПАСПОРТ СХЕМЫ

Наименование
Схема водоснабжения и водоотведения Большеподовечинского сельского поселения Милославского муниципального района Рязанской области на период до 2025 года
Основания для разработки
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении",
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения"
Заказчик-координатор
Муниципальное образование - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области
Основные разработчики
ОАО "Рязанский центр энергоэффективности"
Организация, осуществляющая организационно-техническое сопровождение
Муниципальное образование - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области
Основные цели
Развитие систем централизованного водоснабжения и водоотведения для существующего и нового строительства жилищного фонда в период до 2025 года;
улучшение работы систем водоснабжения и водоотведения;
повышение качества питьевой воды;
обеспечение надежного водоотведения согласно нормам экологической безопасности и сведение к минимуму вредного воздействия на окружающую среду
Способы достижения
Реконструкция существующих водозаборных узлов;
строительство новых водозаборных узлов с установками водоподготовки;
строительство централизованной сети магистральных водоводов, обеспечивающих возможность качественного снабжения водой населения и юридических лиц;
модернизация объектов инженерной инфраструктуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;
установка приборов учета;
обеспечение подключения вновь строящихся (реконструируемых) объектов к системам водоснабжения и водоотведения с гарантированным объемом заявленных мощностей в конкретной точке на существующем трубопроводе необходимого диаметра
Сроки и этапы реализации
Первый этап: 2014 - 2019 годы:
- прокладка магистральных водопроводов для обеспечения водой территории с существующей и новой застройкой;
- реконструкция существующих ВЗУ;
- приведение территорий зон санитарной охраны в соответствие с санитарными нормами.
Второй этап: 2020 - 2025 годы:
- поэтапная перекладка существующих водопроводных сетей;
- прокладка магистральных водопроводов для обеспечения водой территории с существующей и новой застройкой
Финансовые ресурсы
Общий объем финансирования мероприятий составляет 45771,00 тыс. руб., в том числе:
- 45771,00 тыс. руб. - финансирование мероприятий по водоснабжению;
- тыс. руб. - финансирование мероприятий по водоотведению.
Источники финансирования:
- федеральный бюджет;
- областной бюджет;
- местный бюджет;
- внебюджетные источники, в т.ч.:
- инвестиционные и производственные программы организаций коммунального комплекса;
- надбавки к ценам (тарифам) организаций коммунального комплекса;
- плата за подключение к сетям организаций коммунального комплекса;
- иные источники
Ожидаемые результаты
Создание современной коммунальной инфраструктуры населенных пунктов.
Повышение качества предоставления коммунальных услуг.
Снижение уровня износа объектов водоснабжения и водоотведения.
Улучшение экологической ситуации.
Обеспечение сетями водоснабжения и водоотведения земельных участков, определенных для вновь строящегося жилищного фонда и объектов производственного, рекреационного и социально-культурного назначения.
Увеличение мощности систем водоснабжения и водоотведения
Контроль исполнения
Оперативный контроль осуществляется администрацией Большеподовечинского сельского поселения Милославского муниципального района Рязанской области

1. Введение

Схема водоснабжения и водоотведения Большеподовечинского сельского поселения Милославского муниципального района Рязанской области на период до 2025 года (далее Схема) разработана на основании (с использованием):
- Генерального плана Большеподовечинского сельского поселения Милославского муниципального района Рязанской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 26.11.2013 № 17;
- муниципальной целевой программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области на 2011 - 2013 гг.", утвержденной Постановлением администрации муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 03.08.2011 № 13;
- программы социально-экономического развития Большеподовечинского сельского поселения Милославского муниципального района Рязанской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной Постановлением администрации муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 14.10.2011 № 18;
- комплексной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области на период 2010 - 2014 годов и на перспективу до 2020 года", утвержденной Постановлением администрации муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 14.02.2011 № 4;
- Схемы территориального планирования Милославского муниципального района Рязанской области, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области от 22 ноября 2012 г. № 75/10.
В соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
- Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения";
- Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения";
- Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
Схема включает первоочередные мероприятия по созданию и развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения, повышению надежности функционирования этих систем и мероприятия, обеспечивающие комфортные и безопасные условия для проживания людей.
Целью разработки Схемы является обеспечение для абонентов доступности водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и водоотведения, обеспечение водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
- Основные понятия и терминология:
- абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
- водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
- водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды;
- водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
- водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения;
- гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- горячая вода - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой;
- инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа) - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
- качество и безопасность воды - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру;
- коммерческий учет воды и сточных вод - определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (далее - приборы учета) или расчетным способом;
- нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно;
- нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц;
- объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
- организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы;
- питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции;
- приготовление горячей воды - нагрев воды, а также при необходимости очистка, химическая подготовка и другие технологические процессы, осуществляемые с водой;
- производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - производственная программа), - программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения;
- состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах;
- сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;
- техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции;
- техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - оценка технических характеристик объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;
- централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения);
- централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
- централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Системы водоснабжения могут классифицироваться по ряду основных признаков.
По назначению различают системы водоснабжения (водопроводы) населенных мест (городов, поселков); системы производственного водоснабжения (производственные водопроводы), которые, в свою очередь, различают по отраслям промышленности (водопроводы тепловых электростанций, водопроводы металлургических заводов и т.д.); системы сельскохозяйственного водоснабжения.
При обслуживании одной системой водоснабжения ряда объектов устраивают, как было сказано, групповые или районные системы водоснабжения.
В пределах одного объекта в соответствии с объединением различных функций устраивают водопроводы хозяйственно-питьевые, хозяйственно-противопожарные и хозяйственно-производственные.
По характеру используемых природных источников различают водопроводы, получающие воду из поверхностных источников (речные, озерные и т.д.); водопроводы, основанные на подземных водах (артезианские, родниковые и т.п.); водопроводы смешанного питания - при использовании источников различных видов.
По способу подачи воды различают водопроводы самотечные (гравитационные), водопроводы с механической подачей воды (с помощью насосов), а также зонные водопроводы, где вода подается в отдельные районы отдельными насосными станциями.
Кроме того, в соответствии со сказанным выше системы производственного водоснабжения можно различать по способу (кратности) использования воды: системы прямоточного водоснабжения (с однократным использованием воды); системы оборотного водоснабжения; системы с повторным использованием воды.

2. Общие положения. Описание поселения

Муниципальное образование - Большеподовечинское сельское поселение является самостоятельным муниципальным образованием в составе Милославского района.
Большеподовечинское сельское поселение образовано и наделено статусом поселения Законом Рязанской области от 2004 года № 85-ОЗ "О наделении муниципального образования - Милославский район статусом муниципального района, об установлении его границ и границ муниципальных образований, входящих в его состав".
Устав муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области принят решением Совета депутатов муниципального образования Большеподовечинское сельское поселение от 25.04.2006 № 2, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по Рязанской области 19.05.2006 за № RU625073042006001. Новая редакция Устава муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 03.04.2012 № 5 зарегистрирована в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области 10.05.2012 за № 84625073042012001.
Территория поселения входит в состав территории муниципального образования - Милославский муниципальный район Рязанской области.
Поселение расположено на востоке Милославского района Рязанской области. На северо-западе поселение граничит с Милославским сельским поселением, на севере и северо-востоке - с Горняцким сельским поселением. С юга и юго-запада сельское поселение граничит с Ряжским районом и Липецкой областью. Его площадь составляет - 83,4 км2. Климат на территории поселения умеренно континентальный с холодной зимой и теплым летом, влажность неустойчивая, зимой преобладают западные и северо-западные ветра, летом южные и юго-западные.
В составе почвы преобладают выщелоченный чернозем и суглинки. Из полезных ископаемых встречаются песок и глина. На территории поселения имеются леса и лесопосадки.
Водные ресурсы состоят из 5 прудов и речки Полотебня, являющейся притоком реки Ранова, относящейся к Окскому бассейну.
Глубина залегания грунтовых вод более 3 м, на высоких водоразделах - более 15 м. Абсолютные отметки зеркала грунтовых вод составляют 117 - 119 м. Пьезометрический уровень напорных вод в пределах водоразделов устанавливается на 20 - 35 метров ниже зеркала грунтовых вод. По обеспеченности подземными водами характеризуется как надежно обеспеченный. В отдельных местах отмечается повышенная жесткость воды до 25 мг-экв/л. Численность населения муниципального образования на 1 января 2013 года составляет 605 человек. Административный центр поселения - село Большое Подовечье.
В состав муниципального образования входят 17 населенных пунктов:

с. Большое Подовечье
?
???
человек
с. Дегтярка
?
???
человек
д. Селезневка
?
???
человек
д. Малое Подовечье
?
??
человек
д. Борщевка
?
??
человек
д. Свистовка
?
??
человек
д. Гулынки
?
??
человек
пос. разъезда Гротовский
?
?
человек
д. Новая
?
?
человек
д. Сандыри
?
?
человек
д. Ляпуновка
?
?
человек
с. Знаменка
?
?
человек
д. Малые Подовечинские Выселки
?


пос. Красный
?


с. Старое Курбатово
?


д. Чибезы
?


д. Хорошевка
?



На территории поселения промышленных и строительных организаций нет, действует одно сельскохозяйственное предприятие - СПК "Колос". Общее число частных сельских хозяйств составляет 317 единиц.
В поселении работают 2 стационарных отделения почтовой связи (д. Селезневка, с. Дегтярка). Основными услугами, предоставляемыми отделениями почтовой связи, являются: доставка газет, журналов, доставка пенсий. На территории поселения расположены СДК (с. Дегтярка), библиотека (с. Большое Подовечье), учреждение здравоохранения (фельдшерско-акушерский пункт с. Большое Подовечье) и школа (Больше-Подовеченская ООШ, д. Селезневка).
Снабжение населенных пунктов водой осуществляет ООО "Жилкомсервис". Состояние жилищно-коммунального хозяйства поселения представлено в таблице 1.

Таблица 1

Жилищно-коммунальное хозяйство
Единица измерения

Жилищный фонд


Общая площадь жилищного фонда - всего
тыс. м2
19,5
в том числе:


муниципальный жилищный фонд
тыс. м2
2,9
ведомственный жилищный фонд
тыс. м2

жилищный фонд, находящийся в личной собственности граждан
тыс. м2
16,4
Число домовладений (квартир)
единиц
315
Оборудование жилищного фонда (в % к размеру общей площади)


водопроводом
%
13,5
канализацией
%
нет
горячим водоснабжением
%
нет
Водоснабжение


Мощность водозаборных сооружений
тыс. м3/сут.
0,5
Протяженность уличной водопроводной сети
км
11,5
Канализация


Мощность очистных сооружений
тыс. м3/сут.
нет
Протяженность канализационных сетей
км
нет
Теплоснабжение


Мощность источников теплоснабжения
Гкал/час
нет <*>
Протяженность тепловых сетей
км
нет <*>
Газоснабжение


Протяженность газовых сетей
км
8,5
Число газифицированных жилых домов (квартир), всего:
единиц
230
в том числе:


сетевым газом
единиц
191
сжиженным газом
единиц
39

--------------------------------
<*> - Для систем централизованного теплоснабжения.

3. Система и структура водоснабжения поселения.
Технико-экономическое состояние централизованных
систем водоснабжения поселения

3.1. Описание технологических зон водоснабжения

В настоящее время основным источником хозяйственно-питьевого, противопожарного и производственного водоснабжения населенных пунктов поселения являются артезианские воды.
Водоснабжение населенных пунктов сельского поселения организовано:
- от централизованной системы, включающей водозаборные узлы и водопроводные сети;
- от общих нецентрализованных источников (шахтные колодцы);
- от индивидуальных источников воды (скважины и колодцы на участках);
- вода из открытых водоемов (на полив);
- реализация бутилированной воды через торговлю.
Существующая система водоснабжения поселения развита неравномерно. На территории поселения имеются зоны централизованного и нецентрализованного холодного водоснабжения. Зон централизованного горячего водоснабжения на территории поселения нет.
Централизованное водоснабжение поселения состоит из двух зон:
- система с. Дегтярка с одним ВЗУ и водопроводной сетью;
- единая система сел Большое Подовечье, Малое Подовечье и д. Селезневка, имеющая в своем составе два ВЗУ со своими водопроводными сетями, охватывающими части разных населенных пунктов.
Уровень обеспеченности водопроводной сетью населенных пунктов поселения приведен в таблице 2.

Таблица 2

Населенный пункт
Общее количество домовладений на территории поселения
Количество домовладений, находящихся в зоне централизованного водоснабжения
Количество домовладений, подключенных к водопроводной сети
с. Большое Подовечье
317
85
80
с. Дегтярка
49
49
д. Селезневка
39
38
д. Малое Подовечье
26
24
Итого:
199
191

Централизованной системой холодного водоснабжения обеспечено 62,8% жилого фонда поселения.
К зонам нецентрализованного хозяйственно-питьевого холодного водоснабжения относятся следующие населенные пункты: с. Знаменка, д. Борщевка, д. Малые Подовечинские Выселки, д. Свистовка, д. Гулынки, д. Новая, д. Сандыри, пос. Красный, с. Старое Курбатово, д. Чибезы, д. Ляпуновка, д. Хорошевка, пос. разъезда Гротовский. Отбор воды осуществляется из шахтных колодцев.
Отбор воды в населенных пунктах, имеющих централизованное водоснабжение, также частично производится из имеющихся в этих пунктах шахтных колодцев.
В качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов, а также сельскохозяйственного производства и животноводства используются подземные воды.

3.2. Описание централизованных систем водоснабжения

Скважины водозабора пробурены в 1975 - 2013 годах. Используются воды Озерско-хованского водоносного горизонта. Утвержденный запас составляет 800 м3/сут., общий дебит существующих артезианских скважин около 210 м3/сут.
По степени обеспеченности подземными водными ресурсами, пригодными для целей водоснабжения, территория поселения обеспечена полностью.
В гидрогеологическом отношении рассматриваемая территория приурочена к Московскому артезианскому бассейну, подземные воды которого используются для централизованного водоснабжения населенных пунктов в данном регионе.
Основные данные по существующим водозаборным узлам и скважинам, их месторасположение и характеристика представлены в таблице 3.

Таблица 3

N№ пп
Наименование объекта и его местоположение
Состав водозаборного узла
Год ввода в эксплуатацию
Производительность, м3/сут.
Глубина, м
ЗСО 1 пояса, наличие и благоустройство

1
2
3
4
7
8
9
1
ВЗУ № 1 с. Большое Подовечье, ул. Центральная
артезианская скважина, водонапорная башня
1975
60,0
47,0
Да, забор
2
ВЗУ № 2 с. Большое Подовечье, ул. Зеленая
артезианская скважина, водонапорная башня
1992
100,0
60,0
Да, забор
3
ВЗУ № 3 с. Дегтярка, ул. Центральная
артезианская скважина, водонапорная башня
2013
50,0
88,0
Да, забор

Всего


210,0



Скважины обеспечены зонами санитарной охраны первого пояса, размеры которых не всегда соответствуют требуемым (30 метров). Зоны санитарной охраны оборудованы ограждением, но не имеют других элементов благоустройства и озеленения. Эксплуатация зон санитарной охраны должна проводиться в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения". Проекты зон санитарной охраны второго и третьего пояса в настоящее время отсутствуют.
Артезианские скважины являются собственностью поселения. Все артезианские скважины имеют бетонные бункера для отбора проб с целью контроля качества воды.
На артезианских скважинах установлены погружные насосы, оснащенные счетчиком электрической энергии. Частотно-регулируемый привод (ЧРП) установлен только на одном ВЗУ в 2013 году в рамках комплексной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области на период 2010 - 2014 годов и на перспективу до 2020 года". Учет поднятой или отпущенной воды не ведется.
На всех ВЗУ имеются водонапорные башни с резервуаром. Систем очистки или обезжелезивания воды нет.
Характеристика насосного и вспомогательного оборудования водозаборных узлов представлена в таблице 4.

Таблица 4

Наименование и его местоположение
Количество резервуаров
Объем резервуаров, м3
Марка насоса
Производительность, м3/час
Напор, м
Мощность, кВт
Наличие ЧРП (год установки)
1
2
3
4
5
6
7
8
ВЗУ № 1 с. Большое Подовечье, ул. Центральная
1
130
ЭЦВ 6-10-110
10
110
5,5
нет
ВЗУ № 2 с. Большое Подовечье, ул. Зеленая
1
130
ЭЦВ 6-10-110
10
110
5,5
нет
ВЗУ № 3 с. Дегтярка, ул. Центральная
1
165
ЭЦВ 6-10-110
10
110
5,5
да (2013)

Все водозаборные сооружения были построены более 20 лет назад. Капитальных ремонтов и реконструкций до 2013 года на них проводилось, поэтому состояние водозаборных сооружений в основном не удовлетворительное.
В свете этого водозаборные сооружения поселения подлежат полной реконструкции с установкой не применявшихся ранее узлов и систем:
- На ВЗУ № 1 требуются бурение новой скважины (эксплуатируется без реконструкции 38 лет) с полной заменой существующего оборудования, установка ЧРП, узла учета воды и систем очистки воды;
- ВЗУ № 2 - требуются замена водонапорной башни, установка ЧРП, узла учета воды и систем очистки воды;
- ВЗУ № 3 - требуются замена водонапорной башни, установка узла учета воды и системы очистки воды. Бурение артезианской скважины и установка ЧРП были проведены в 2013 году согласно Генеральному плану развития сельского поселения.
Водопроводные сети проложены по всей площади населенных пунктов, входящих в зоны централизованного водоснабжения, обеспечивая водой все домохозяйства. Вводы в дома имеют 42,7% домохозяйств из числа расположенных в зоне централизованного водоснабжения, или 26,8% от общего количества домовладений на территории поселения. В водопроводных сетях применены чугунные, асбестовые и ПНД трубы. Диаметр магистрального водопровода - 219 мм.
Характеристика водопроводных сетей представлена в таблице 5.

Таблица 5

Местоположение
Протяженность, м
Диаметр, мм
Материал труб
Глубина закладки, м
Количество водоразборных колонок, штук
Количество вводов в дома (здания), штук
ВЗУ № 1
5900
219
асбестовые, полиэтиленовые
2,0
4
48
ВЗУ № 2
2100
219
асбестовые, полиэтиленовые
2,0
1
16
ВЗУ № 3
3500
219
чугунные, асбестовые, полиэтиленовые
2,0
7
21

За последние три года, при среднем количестве аварий более 30 в год, не было произведено не одного капитального ремонта водопроводных сетей. Осуществлялись только аварийные ремонты с заменой труб в пределах 10 - 30 метров или установкой хомутов.
Водопроводная система поселения требует полной реконструкции с заменой труб магистрального водопровода.

3.3. Описание нецентрализованных систем водоснабжения

В 13 населенных пунктах поселения, не имеющих централизованного холодного водоснабжения, отбор воды осуществляется из шахтных колодцев.
В четырех населенных пунктах, имеющих централизованное холодное водоснабжение, отбор воды осуществляется частично из шахтных колодцев на время аварийного прекращения подачи воды.
Характеристика колодезного хозяйства представлена в таблице 6.

Таблица 6

N№ пп
Наименование объекта и его местоположение
Количество жителей
Количество колодцев
Глубина колодца, м
Диаметр колодца, м
Действующие, штук
Материал
1
2
3
4
5
6
7
8
1
с. Большое Подовечье
201
10
9
1
10
ж/б
2
с. Дегтярка
130
5
9
1
5
ж/б
3
д. Селезневка
107
2
12
1
2
ж/б
4
д. Малое Подовечье
56
2
9
1
2
ж/б
5
д. Борщевка
48
9
10
1
9
ж/б
6
д. Свистовка
26
5
11
1
5
ж/б
7
д. Гулынки
18
6
15
1
6
ж/б
8
пос. разъезда Гротовский
8
0




9
д. Новая
6
1
10,5
1
1
ж/б
10
д. Сандыри
2
1
11
1
1
ж/б
11
д. Ляпуновка
2
1
9
1
1
ж/б
12
с. Знаменка
1
1
9
1
1
ж/б
13
д. Чибезы
0
3
12
1
3
ж/б
14
д. Малые Подовечинские Выселки
0
1
9
1
1
ж/б
15
пос. Красный
0
0




16
с. Старое Курбатово
0
0




17
д. Хорошевка
0
0




Всего
605
47


Техническое состояние колодезного хозяйства в целом не удовлетворительное. Большинство колодцев требует проведения реконструкции, а некоторые полной замены. Лабораторные анализы воды в последние двадцать лет не проводились. Согласно требованию СанПиН 2.1.4.1175-02, раздел 5 шахтные колодцы, не удовлетворяющие требованиям, должны быть ликвидированы.
По мнению разработчика, согласованному с администрацией поселения, необходимо строительство 19 шахтных колодцев взамен подлежащих ликвидации и строительство 8 шахтных колодцев в новых местах в соответствии с изменениями в структуре жилой застройки поселения.

4. Направления развития централизованных систем
водоснабжения

Развитие централизованных систем водоснабжения непосредственно зависит от роста количества потребителей воды, объемов жилищного строительства, строительства объектов социального назначения.
Основными принципами развития жилищного строительства на территории поселения являются:
- освоение территорий в существующей жилой застройке населенных пунктов;
- реконструкция существующего жилого фонда со сносом ветхого фонда;
- осуществление нового комплексного жилищного строительства в проектируемых границах населенных пунктов (с учетом планировочных ограничений), предусматривающее полное обеспечение территории объектами инженерного обеспечения, транспортного обслуживания; услугами культурно-бытового обслуживания;
- применение в строительстве современных типовых и индивидуальных проектов.
Исходя из существующего состояния систем водоснабжения и перспективы развития территорий, направления развития централизованных систем водоснабжения должны учитывать:
а. Повышение надежности и бесперебойности водоснабжения:
- строительство новых водозаборных узлов, в составе которых имелись бы две артезианские скважины, резервуары чистой воды, насосные станции второго подъема;
- при проектировании и строительстве новых сетей использование принципов кольцевания водопровода, объединение сети различных ВЗУ населенных пунктов.
б. Повышение показателей качества воды:
- установление и соблюдение поясов ЗСО у источников водоснабжения, сооружений и сетей;
- постоянный контроль качества воды, поднимаемой артезианскими скважинами и после установок обезжелезивания;
- строительство, реконструкция и своевременный ремонт сооружений водоподготовки;
- своевременные мероприятия по санитарной обработке систем водоснабжения (скважин, резервуаров, установок водоподготовки, сетей);
- строительство станций обезжелезивания в составе новых ВЗУ;
- при проектировании, строительстве и реконструкции сетей использование трубопроводов из современных материалов, не склонных к коррозии.
в. Увеличение охвата территорий сетями централизованного водоснабжения:
- прокладка сетей водопровода к территориям существующей застройки, не имеющей централизованного водоснабжения;
- прокладка сетей водопровода к новым потребителям на территории существующей застройки;
- прокладка сетей водопровода для водоснабжения территорий, предназначенных для объектов капитального строительства.
г. Повышение эффективности использования ресурсов:
- установка приборов учета воды на скважинах, установках обезжелезивания, насосных станциях 2-го подъема, у потребителей;
- контроль объемов отпуска и потребления воды;
- замена изношенных и аварийных участков водопровода;
- использование современных систем трубопроводов и арматуры, исключающих потери воды из системы.

5. Баланс водоснабжения и потребления

5.1. Общий, территориальный и структурный баланс
потребления воды

В настоящее время подача воды питьевого качества потребителям из действующих артезианских скважин составляет 38,38 м3/сутки, с учетом сезонного населения (летний период) - 41,31 м3/сутки. Системой централизованного водоснабжения охвачено 62,8% жилой застройки поселения.
Действующих станций водоподготовки (обезжелезивания) на территории поселения нет.
Скважины оборудованы кранами для отбора проб воды, отверстием для замера уровня воды и устройствами для учета поднимаемой воды.
Потребителями воды в поселении являются население и юридические лица. На сегодняшний день юридические лица представлены только бюджетными учреждениями. Единственный хозяйствующий субъект - СПК "Колос", имея собственные артезианские скважины и систему водоснабжения, потребителем воды системы водоснабжения поселения не является.
Сведения о расходе воды на территории поселения за 2013 год представлены в таблице 7.

Таблица 7

N№ пп
Наименование потребителей
Добыча (подъем) воды, тыс. м3/год
Потери воды, тыс. м3/год
Потребление воды, тыс. м3/год
1.
Население
15,41
1,377
13,769
2.
Юридические лица
0,024
0,24
2.1.
Здание администрации
0,0005
0,005
2.2.
Здание СДК
0,001
0,01
2.3.
Здание библиотеки
0,0005
0,005
2.4.
Здание школы
0,02
0,20
2.5.
ФАП
0,002
0,02

Итого
1,401
14,009

Потребление воды в поселении в 2013 году составило 14,009 тыс. м3/год. Нормативные потери, рассчитанные ООО "Жилкомсервис", составили 9,1%.
Величина потребления воды в населенных пунктах зависит от следующих обстоятельств:
- степени благоустройства населенного пункта;
- степени санитарно-технического благоустройства отдельных зданий или объектов;
- климатических условий и сезона года.
Для существующей системы водоснабжения определены требуемые (нормативные) расходы воды для различных потребителей. Расходы воды на хозяйственно-питьевые нужды населения зависят от степени санитарно-технического благоустройства населенных пунктов и районов жилой застройки.
Для расчета водопотребления поселения согласно СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" использованы следующие нормы:
- 160 - 230 л/сут. на одного человека - обеспечение хозяйственно-питьевых нужд населения, проживающего в жилых домах, оборудованных внутренним водопроводом и канализацией, ванными и местными водонагревателями;
- 125 - 160 л/сут. на одного человека - обеспечение хозяйственно-питьевых нужд населения, проживающего в жилых домах, оборудованных внутренним водопроводом и канализацией;
- 30 - 60 л/сут. на одного человека - обеспечение хозяйственно-питьевых нужд населения, проживающего в районах застройки с водопользованием из водоразборных колонок;
- 50 л/сут. на одного человека - норма расхода воды на полив улиц и зеленых насаждений;
- количество воды на нужды промышленности, обеспечивающей население продуктами, и неучтенные расходы при соответствующем обосновании допускается принимать дополнительно в размере 10 - 20% суммарного расхода на хозяйственно-питьевые нужды населенного пункта.
Суточный коэффициент неравномерности 1,2 - 1,3 в соответствии с СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Используется для расчета максимального суточного водопотребления.
Существенную роль в водопотреблении в летний период играют сезонные жители (дачники), но так как в большинстве своем дачные домохозяйства имеют индивидуальные скважины или колодцы, то водопроводная вода ими используется только для полива.
Данные о существующем водопотреблении приведены в таблице 8.

Таблица 8

Населенный пункт
Направление расхода
Единица измерения
Количество
Средне-суточная норма, л/чел.
Потребление, м3/сут.
Потребление, м3/год
Потребление (макс.), м3/сут.
1
2
3
4
5
6
7
8
с. Большое Подовечье
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории А
чел.
30
100
3,00
1095,00
3,60
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
171
50
8,55
3120,75
10,26
Неучтенные расходы
%
9

0,27
98,55
0,32
Полив
чел.
223
50
11,15
1338,00
13,38
Итого (централизованное водоснабжение)

201

22,97
5652,30
27,56
с. Дегтярка
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории А
чел.
20
100
2,00
730,00
2,40
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
110
50
5,50
2007,50
6,60
Неучтенные расходы
%
9

0,18
65,70
0,22
Полив
чел.
141
50
7,05
846,00
8,46
Итого (централизованное водоснабжение)

130

14,73
3649,20
17,68
д. Селезневка
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории А
чел.
12
100
1,20
438,00
1,44
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
95
50
4,75
1733,75
5,70
Неучтенные расходы
%
9

0,11
39,42
0,13
Полив
чел.
107
50
5,35
642,00
6,42
Итого (централизованное водоснабжение)

107

11,41
2853,17
13,69
д. Малое Подовечье
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории А
чел.
7
100
0,70
255,50
0,84
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
49
50
2,45
894,25
2,94
Неучтенные расходы
%
9

0,28
103,48
0,34
Полив
чел.
60
50
3,00
360,00
3,60
Итого (централизованное водоснабжение)

56

6,43
1613,23
7,72
д. Борщевка
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории А
чел.
29
50
1,45
529,25
1,74
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
19
50
0,95
346,75
1,14
Неучтенные расходы
%
9

0,13
47,63
0,16
Полив
чел.
56
50
2,80
336,00
3,36
Итого:

48

5,33
1259,63
6,40
д. Свистовка
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
26
50
1,30
474,50
1,56
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
32
50
1,60
192,00
1,92
Итого:

26

2,90
666,50
3,48
д. Гулынки
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
18
50
0,90
328,50
1,08
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
22
50
1,10
132,00
1,32
Итого:

18

2,00
460,50
2,40
пос. разъезда Гротовский
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
8
50
0,40
146,00
0,48
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
8
50
0,40
48,00
0,48
Итого:

8

0,80
194,00
0,96
д. Новая
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
6
50
0,30
109,50
0,36
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
9
50
0,45
54,00
0,54
Итого:

6

0,75
163,50
0,90
д. Сандыри
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
2
50
0,10
36,50
0,12
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
2
50
0,10
12,00
0,12
Итого:

2

0,20
48,50
0,24
д. Ляпуновка
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
2
50
0,10
36,50
0,12
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
18
50
0,90
108,00
1,08
Итого:

2

1,00
144,50
1,20
с. Знаменка
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
1
50
0,05
18,25
0,06
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
1
50
0,05
6,00
0,06
Итого:

1

0,10
24,25
0,12
д. Чибезы
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
0
50
0,00
0,00
0,00
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
3
50
0,15
18,00
0,18
Итого:

0

0,15
18,00
0,18
д. Малые Подовечинские Выселки
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
0
50
0,00
0,00
0,00
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
2
50
0,10
12,00
0,12
Итого:

0

0,10
12,00
0,12
д. Хорошевка
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
0
50
0,00
0,00
0,00
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
1
50
0,05
6,00
0,06
Итого:

0

0,05
6,00
0,06
пос. Красный
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
0
50
0,00
0,00
0,00
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
0
50
0,00
0,00
0,00
Итого:

0

0,00
0,00
0,00
с. Старое Курбатово
Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
0
50
0,00
0,00
0,00
Неучтенные расходы
%
0

0,00
0,00
0,00
Полив
чел.
0
50
0,00
0,00
0,00
Итого:

0

0,00
0,00
0,00

Потребители категории А - жители домохозяйств, имеющих внутренний водопровод, сантехнику, систему отопления.
Потребители категории В - жители домов, пользующиеся центральным водоснабжением через водоразборные колонки.
Количество расчетных дней в году: 365 - для населения; 120 - для полива (частота полива 1 раз в 2 дня). СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".

5.2. Анализ систем учета, нормативы и тарифы

В водоснабжении поселения существуют следующие системы контроля и учета:
- системы учета потребляемых ресурсов при добыче (поднятии) и транспортировке воды;
- частичный учет потребляемой воды в точках поставки воды.
В настоящее время на водозаборных узлах поселения ведется только приборный учет электроэнергии, учет поднятой (добытой) воды не ведется.
Все водозаборные узлы (ВЗУ № 1 с. Большое Подовечье ул. Центральная, ВЗУ № 2 с. Большое Подовечье, ул. Зеленая и ВЗУ № 3 с. Дегтярка, ул. Центральная) оснащены счетчиками учета электроэнергии марки СО 505. Счетчики поверены и допущены к эксплуатации. Договор энергоснабжения № 465394 от 13.09.2013 на поставку электроэнергии на артезианские скважины заключен между ОАО "РЭСК" и ООО "Жилкомсервис".
Приборный учет потребления воды в зоне централизованного водоснабжения ведется частично. Так, среди населения обеспеченность приборами учета порядка 50%. Среди организаций оснащены приборами учета только Больше-Подовечинская ООШ и СДК. Объем воды, поставляемой остальным потребителям, рассчитывается по нормативам. Нормативы водопотребления для поселений Милославского района утверждены Советом депутатов муниципального образования - Милославский муниципальный район (№ 66 от 22.11.2007 "О нормативах потребления коммунальных услуг и твердого топлива для населения Милославского муниципального района") в соответствии с СНиП 2.04.01-85.
Тарифы на воду утверждены Постановлением ГУ "РЭК" Рязанской области от 22.11.2012 № 248 "Об установлении тарифа на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, водоотведение для потребителей ООО "Жилкомсервис" Милославского муниципального района" и составляют:
- с 01.01.2014 - 36,97 руб./м3;
- с 01.07.2014 - 38,82 руб./м3.
Экономически обоснованные тарифы, по мнению ООО "Жилкомсервис", соответствуют установленным.
Уровень оплаты за использованную воду населением и юридическими лицами составляет 92%.
Инвестиционная программа по развитию и реконструкции систем водоснабжения у ООО "Жилкомсервис" отсутствует. Ежегодно по статье "Мероприятия по благоустройству" в бюджет поселения предусматривается около 300 тыс. рублей. Как правило, данные средства полностью расходуются на аварийные ремонты водопроводной сети и замену узлов оборудования.
В генеральном плане поселения предусмотрена "Реконструкция централизованных систем водоснабжения в селе Большое Подовечье, селе Дегтярка, деревне Селезневка, деревне Малое Подовечье, деревне Борщевка" (п. 6.6.1), что включает в себя установку приборов учета воды.
В утвержденной комплексной программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области на период 2010 - 2014 годов и на перспективу до 2020 года" предусмотрены мероприятия "использование ЧРП с увеличением КПД насосного оборудования" (что подразумевает приборный учет добытой воды) и "установка приборов учета в точках поставки воды, в т.ч. оказание содействия населению в установке приборов учета".

5.3. Прогноз распределения расходов воды на
водоснабжение по типам абонентов

Развитие систем водоснабжения и водоотведения на период до 2025 года учитывает увеличение размера застраиваемой территории и улучшение качества жизни населения.
В результате реализации мероприятий Схемы должно быть обеспечено развитие сетей централизованного водоснабжения и водоотведения в соответствии с потребностями жителей поселения, а также подключение их к централизованным системам водоснабжения согласно генеральному плану и другим программам развития поселения.
Прирост численности постоянного населения на расчетный срок представлен в таблице 9.

Таблица 9

N№ пп
Населенный пункт
Современное состояние, 2013 год
Расчетный срок, 2019 год
Расчетный срок, 2025 год
Число хозяйств
Население
Число хозяйств
Прирост населения
Итого, чел.
Число хозяйств
Прирост населения
Итого, чел.
1
с. Большое Подовечье
85
201
100
36
237
100
15
252
2
с. Дегтярка
49
130
54
10
140
54
6
146
3
д. Селезневка
39
107
39
1
108
39
6
114
4
д. Малое Подовечье
26
56
26
-4
52
26
-2
50
5
д. Борщевка
19
48
19
0
48
19
2
50
6
д. Свистовка
13
26
13
0
26
13
1
27
7
д. Гулынки
13
18
13
0
18
13
0
18
8
пос. разъезда Гротовский
3
8
3
0
8
3
0
8
9
д. Новая
2
6
2
-1
5
2
-1
4
10
д. Сандыри
2
2
2
0
2
2
0
2
11
д. Ляпуновка
1
2
1
0
2
1
0
2
12
с. Знаменка
1
1
1
0
1
1
0
1
13
д. Малые Подовечинские Выселки
0
0
0
0
0
0
0
0
14
пос. Красный
0
0
0
0
0
0
0
0
15
с. Старое Курбатово
0
0
0
0
0
0
0
0
16
д. Чибезы
1
0
1
0
0
1
0
0
17
д. Хорошевка
0
0
0
0
0
0
0
0

Итого
254
605
274
42
647
274
27
674

5.4. Расчет требуемой мощности водозаборных сооружений

Для расчета водопотребления планируемых объектов капитального строительства производственно-коммунального и коммунально-бытового обслуживания, рекреационного и общественно-делового назначения используются нормы потребления из СП 30.13330.2012 "Внутренний водопровод и канализация зданий":
- общественно-деловые учреждения - 15 л/сут. на одного работающего;
- поликлиники, амбулатории - 10 л/сут. на одного больного, 30 л/сут. на одного работающего;
- дошкольные образовательные учреждения и школы с дневным пребыванием детей, со столовыми на полуфабрикатах - 40 л/сут. на одного ребенка;
- кинотеатры, театры, клубы и досугово-развлекательные учреждения - 8 л/сут. на одного зрителя;
- магазины продовольственные - 30 л/сут. на одного работника в смену, промтоварные - 20 л/сут. на одного работника в смену;
- производственные цехи обычные - 25 л/сут. на одного человека в смену;
- физкультурно-оздоровительные учреждения - 60 л/сут. на одного место.
В перспективе развития поселения, согласно генеральному плану, источником хозяйственно-питьевого водоснабжения большинства населенных пунктов принимаются существующие сети централизованного водоснабжения и их продление.
При проектировании системы водоснабжения определяются требуемые расходы воды для различных потребителей. Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды населения зависит от степени санитарно-технического благоустройства населенных пунктов и районов жилой застройки.
Благоустройство жилой застройки для поселения на конец расчетного срока (2025 год), согласно генеральному плану и внесенным в него изменениям, принято следующим:
- существующий жилой фонд при наличии внутреннего водоснабжения или водопользования из колонок остается без изменений;
- существующий жилой фонд с водопользованием из шахтных колодцев планируется частично обеспечивать водой от водоразборных колонок;
- планируемая жилая застройка обеспечивается водой от центрального водоснабжения.
Для расчета будущего водопотребления поселения согласно СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" использованы следующие нормы:
- 160 - 230 л/сут. на одного человека - обеспечение хозяйственно-питьевых нужд населения, проживающего в жилых домах, оборудованных внутренним водопроводом и канализацией, ванными и местными водонагревателями;
- 125 - 160 л/сут. на одного человека - обеспечение хозяйственно-питьевых нужд населения, проживающего в жилых домах, оборудованных внутренним водопроводом и канализацией;
- 30 - 60 л/сут. на одного человека - обеспечение хозяйственно-питьевых нужд населения, проживающего в районах застройки с водопользованием из водоразборных колонок;
- 50 л/сут. на одного человека - норма расхода воды на полив улиц и зеленых насаждений;
- количество воды на нужды промышленности, обеспечивающей население продуктами, и неучтенные расходы при соответствующем обосновании допускается принимать дополнительно в размере 10 - 20% суммарного расхода на хозяйственно-питьевые нужды населенного пункта.
Суточный коэффициент неравномерности 1,2 - 1,3 в соответствии с СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Используется для расчета максимального суточного водопотребления.
Расходы воды на наружное пожаротушение в населенных пунктах сельского поселения принимаются в соответствии с СП 8.13130.2009 "Источники наружного противопожарного водоснабжения", исходя из численности населения и территории объектов.
Расчетное количество одновременных пожаров в поселении - 1.
Продолжительность тушения пожара - 3 часа.
Расход воды на наружное пожаротушение одного пожара - 5 л/с.
Восстановление противопожарного запаса воды производится в течение 24 часов.
Вода на пожаротушение в населенных пунктах может находится в пожарных водоемах или резервуаров, объем которых должен соответствовать нормативному количеству воды из расчета одного пожара. Для населенных пунктов поселения противопожарные емкости должны быть не менее 54 м3.
Прогноз потребления воды юридическими лицами поселения представлен в таблице 10.

Таблица 10

N№ пп
Объекты, планируемые к постройке или реконструкции
Единица измерения
Норма водопотребления, л/сут.
Современное состояние, 2013 год
1 этап строительства
2 этап строительства
2014 - 2019 гг.
2020 - 2025 гг.
потребители
м3/сут.
потребители
м3/сут.
потребители
м3/сут.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Больше-Подовеченская Основная общеобразовательная школа
1 учащийся
40
81
3,24
100
4
100
4
2
Здание администрации
1 человек
15
7
0,105
7
0,105
7
0,105
3
Здание библиотеки
1 посетителей
8
3
0,024
15
0,12
15
0,12
4
СДК
1 место
8
8
0,064
150
1,2
150
1,2
5
ФАП
1 больной
20
2
0,04
15
0,3
15
0,3
6
Стационар и аптека
1 работающий
30


10
0,3
10
0,3
7
Турбаза
1 место
60




20
1,2
8
Станция ТО
1 работающий
25




4
0,1
9
Пожарное депо
1 работающий
25


6
0,15
6
0,15
10
Торговый дом
1 работник
20




25
0,5

Итого:


101
3,473
303
6,175
352
7,975

Соотношение мощности существующих систем водоснабжения и изменения потребления с учетом мероприятий по развитию поселения представлено в таблице 11.

Таблица 11

Расчетные сроки
Производительность ВЗУ
Направление расхода
Единица измерения
Количество
Средняя суточная норма потребления
Водопотребление
Максимальная, м3/час
м3/сут.
м3/сут.
м3/год.
Максимальное, м3/сут.
Максимальное, м3/час
1
2
3
4
5
6
7
10
11
12
13
Существующее положение 2013 г.


Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории А
чел.
69
160
11,40
4,16
15,62
0,65


Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
425
50
21,25
7,76
29,11
1,21


Неучтенные расходы
%
1

0,33
0,12
0,45
0,02


Полив
чел.
527
50
26,55
3,19
36,37
1,52


Юридические лица
чел. <*>
101
30
3,48
0,42
4,77
0,20


Пожарный норматив
пожар
1
54
54,00
19,71
54,00
18,00
30
210
Итого:



117,01
35,35
140,32
21,60
Прогноз 2025 г.


Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории А
чел.
162
160
25,92
9,46
35,51
1,48


Хозяйственно-питьевые нужды потребителей категории Б
чел.
444
50
22,20
8,10
30,41
1,27


Неучтенные расходы
%
10

4,81
1,76
6,59
0,27


Полив
чел.
639
50
32,45
3,89
44,46
1,85


Юридические лица
чел. <*>
531
30
8,33
1,00
11,41
0,48


Пожарный норматив
пожар
1
54
54,00
19,71
54,00
18,00
30
200
Итого:



147,71
43,92
182,38
23,35

С учетом влияния мероприятий, запланированных генеральным планом (и другими программами) поселения с учетом роста населения (строительства нового жилья), перераспределения удельного потребления (установка приборов учета), изменения социальной инфраструктуры с увеличением временных потребителей (работники, посетители и т.п.) проектирование новых мощностей водоснабжения не требуется.

6. Предложения по строительству, реконструкции и
техническому перевооружению объектов водоснабжения

6.1. Водопроводные сооружения и площадки для их размещения

Источником водоснабжения потребителей проектируемой и существующей застройки являются существующие и проектируемые скважины, водозаборные колонки и шахтные колодцы общего и частного пользования. Для обеспечения бесперебойной работы системы хозяйственно-питьевого водоснабжения существующей и проектируемой застройки предусматривается:
- текущий ремонт существующих водопроводных сетей и сооружений;
- строительство новых колодцев, водонапорных башен и водопроводных сетей.
Водоснабжение потребителей существующей и предполагаемой дачной застройки в остальных населенных пунктах сельского поселения предусматривается из индивидуальных скважин и шахтных колодцев общего и частного пользования.
Водопроводные сети проложены из чугунных, асбестоцементных и ПНД трубопроводов диаметром 219 мм общей протяженностью 11,5 км. Износ существующих водопроводных сетей составляет более 70%.
Информация по протяженности и состоянию водопроводных сетей в предыдущие годы представлена в таблице 12.

Таблица 12


Единица измерения
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Водопроводные сети
км
11,5
11,5
11,5
11,5
в том числе нуждающиеся в замене:
км
11,1
11,16
11,2
11,45
Средний физический износ водопроводных сетей
%
70
70
70
70
Заменено
км
0,08
0,07
0,05
0,04
Число аварий
ед.
34
36
32
33

Вывод: Водопроводные сети сельского поселения требуют проведения работ по реконструкции и замене с учетом требуемого уровня обеспечения потребителей водой.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Схемой, планируется в период с 2014 по 2025 год в два этапа:
Первый этап - 2014 - 2019 годы:
1. Реконструкция централизованных систем водоснабжения в селе Большое Подовечье.
2. Реконструкция централизованных систем водоснабжения в селе Дегтярка.
3. Реконструкция централизованных систем водоснабжения в деревне Малое Подовечье.
4. Реконструкция централизованных систем водоснабжения в деревне Селезневка.
5. Реконструкция водозаборных сооружений села Большое Подовечье (в том числе бурение новой артезианской скважины производительностью 50 м3/сут.).
6. Проведение химических анализов воды, используемой для хозяйственно-бытовых нужд (58 анализов).
7. Оснащение приборами учета воды потребителей подключенных (подключаемых) к сетям централизованного водоснабжения.
Второй этап - 2020 - 2025 годы:
8. Прокладка централизованной системы водоснабжения в деревню Борщевка от ВЗУ № 1.
9. Реконструкция водозаборного сооружения сел Большое Подовечье и Дегтярка.
10. Строительство шахтных колодцев (д. Свистовка, с. Большое Подовечье, д. Селезневка, с. Дегтярка, д. Малое Подовечье, д. Гулынки, д. Борщевка).
11. Устройство противопожарных резервуаров в д. Малое Подовечье (2 шт.), с. Большое Подовечье (3 шт.), д. Селезневка (1 шт.), с. Дегтярка (2 шт.).
12. Оснащение приборами учета воды потребителей, подключаемых к сетям централизованного водоснабжения.
13. Оснащение системами очистки воды ВЗУ (3 шт.).

6.2. Рекомендации по развитию системы водоснабжения,
увеличению надежности ее работы

Все водозаборы (артезианские скважины) требуют капитального ремонта. Избыток железа в воде не устраняется, т.к. станция обезжелезивания отсутствует.
На основании данных генерального плана поселения невозможно провести оценку объемов работ в рамках схемы водоснабжения и водоотведения.
Анализ генерального плана выявил необходимость его корректировки в части водоснабжения и водоотведения. Генеральный план выполнен без детализации каждого населенного пункта. Таким образом, водоснабжение и водоотведение в генеральном плане для каждого населенного пункта фактически не предусмотрено или предусмотрено формально. Отсутствие плана улично-дорожной сети населенных пунктов, а также отсутствие актуализированной топографической съемки территории населенных пунктов не позволяют провести детальный расчет объемов работ для реализации схемы водоснабжения и водоотведения.
Детализированные расчеты объемов работ возможно будет выполнить после внесения соответствующих изменений в генеральный план поселения.
Источник водоснабжения большинства населенных пунктов поселения на расчетный срок - подземные воды.
Увеличение водопотребления поселения планируется за счет благоустройства существующего жилого фонда, проектируемой застройки и прироста населения.
Расчетное потребление воды питьевого качества на территории сельского поселения на расчетный срок (до 2025 г.) составит 59 м3/сут.
Низкое техническое состояние сетей и сооружений систем водоснабжения часто приводит к отказам и нарушениям в их работе, снижению надежности и качества обеспечения питьевой водой. Такая ситуация ведет к необходимости повышения требований к надежности работы систем коммунального водоснабжения в целях обеспечения населения высококачественной водой по нормам действующих государственных стандартов и вообще требует принятия неотложных мер. Учет предлагаемых мероприятий и внедрение безопасных форм организации эксплуатации и строительства сетей и сооружений систем водоснабжения позволят стабилизировать их работу и обеспечить снабжение (в первую очередь населения) высококачественной питьевой водой.

7. Экологические аспекты мероприятий по строительству,
реконструкции и модернизации объектов централизованных
систем водоснабжения

Лабораторные анализы воды с момента начала эксплуатации скважин не проводились. Архивные данные лабораторных анализов воды из скважин приведены в таблице 13.

Таблица 13

N№ пп
Наименование показателей, ингредиентов и др.
Норматив СанПиН 2.1.4.1074-01
Объект, местоположение
ВЗУ № 1 с. Большое Подовечье, ул. Центральная
ВЗУ № 2 с. Большое Подовечье, ул. Зеленая
ВЗУ № 3 с. Дегтярка, ул. Центральная
Результаты исследований
Органолептические показатели




1
Запах, баллы, не более
2



2
Привкус, баллы, не более
2



3
Цветность, град, не более
20
4,15
4,4
3,62
4
Мутность, мг/л, не более
1,5
0,02
0,02
0,02
Обобщенные показатели




5
Водородный показатель, рН
В пределах 6 - 9
7,78
7,8
7,84
6
Окисляемость, мг/л, не более
5
2,52
2,7
2,88
7
Общая жесткость, м2-экв/л
7
9,1
9,3
8,7
8
Сухой остаток, мг/л, не более
1000
490
495
510
Неорганические вещества




9
Азот в форме нитритов, мг/л
3



10
Азот в форме нитратов, мг/л
45



11
Азот в форме аммиака, мг/л
1,95



12
Железо, мг/л
0,3



13
Марганец, мг/л
0,1



14
Медь, мг/л
1



15
Сульфаты, мг/л
500



16
Хлориды, мг/л
350



17
Фтор, мг/л, не более
1,5




Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов системы водоснабжения решаются на стадиях проектирования.
При этом необходимо:
1. Выполнить паспортизацию вновь отрытых шахтных колодцев, произвести анализы воды из колодцев на соответствие ее ГОСТу Р 51232-98 от 1999-07-01 "Вода питьевая".
В том случае, если вода соответствует ГОСТу Р 51232-98 от 1999-07-01 "Вода питьевая", водоснабжение потребителей возможно осуществлять из колодцев. В случае подачи воды из колодца непосредственно потребителю в доме устанавливается водопроводная насосная станция с баком для воды (емкость бака от 9 литров до 25). Для обеззараживания подаваемой воды, если это необходимо, установить бактерицидные фильтры после насосной установки.
2. Произвести анализы воды из скважины на соответствие ее ГОСТу Р 51232-98 от 1999-07-01 "Вода питьевая". В том случае если вода не соответствует ГОСТу, необходимо предусмотреть очистные установки с необходимой степенью очистки и обеззараживанием.
Вокруг артезианских скважин должны быть оборудованы зоны санитарной охраны.
Первый пояс зоны санитарной охраны (зона строгого режима, обязательна для всех артезианских скважин) включает площадку вокруг скважины радиусом 30 м, ограждаемую забором высотой 1,2 м. Территория должна быть спланирована и озеленена.
На территории первого пояса запрещается:
- проживание людей;
- содержание и выпас скота и птицы;
- строительство зданий и сооружений, не имеющих прямого отношения к водопроводу.
Для лиц, работающих на территории первого пояса, устанавливается обязательная иммунизация по группе водных инфекций, обязательный периодический медицинский осмотр и проверка на бациллоопасность.
Территория площадки очищается от мусора и нечистот и обеззараживается хлорной известью.
- На территории зоны второго пояса радиусом 150 м запрещается:
- загрязнение территории нечистотами, мусором, навозом, промышленными отходами;
- размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, шламохранилищ и других объектов, которые могут вызвать химическое загрязнение источников водоснабжения;
- размещение кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий, которые могут вызвать микробное загрязнение источников водоснабжения;
- применение удобрений и ядохимикатов.
На территории третьего пояса необходимо предусматривать следующие санитарно-технические мероприятия:
- осуществляется регулирование отведения территорий для населенных пунктов, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также возможных изменений технологии промышленных предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения источников водоснабжения сточными водами;
- запрещается размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, шламохранилищ и других объектов, которые могут вызвать химическое загрязнение источников водоснабжения;
- запрещается выявление, тампонаж или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин и шахтных колодцев, создающих опасность загрязнения используемого водоносного горизонта;
- осуществляется регулирование бурения новых скважин;
- запрещается закачка отработанных вод в подземные пласты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли, а также ликвидация поглощающих скважин и шахтных колодцев, которые могут загрязнять водоносные пласты.
Ширину санитарно-защитной полосы водоводов, проходящих по незастроенной территории, надлежит принимать от крайних водоводов:
- при прокладке в сухих грунтах и диаметре до 1000 мм не менее 20 м;
- при прокладке в мокрых грунтах не менее 50 м независимо от диаметра.
При прокладке водоводов по застроенной территории ширину полосы по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается уменьшать.
В пределах санитарно-защитной полосы должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод (уборные, помойные ямы, навозохранилища, приемники мусора и др.).
На участках водоводов, где полоса граничит с указанными загрязнителями, следует применять пластмассовые трубы.
Запрещается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, кладбищ, скотомогильников, а также по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
При рабочем проектировании необходимо разработать проект зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения и санитарно-защитных полос водоводов.

8. Оценка объемов капитальных вложений в строительство,
реконструкцию и модернизацию объектов централизованных
систем водоснабжения

Проектирование систем водоснабжения поселения представляет собой комплексную проблему, от правильного решения которой во многом зависят масштабы необходимых капитальных вложений. Оценка спроса на услуги водоснабжения основана на прогнозировании развития населенных пунктов в соответствии с генеральным планом.
Рассмотрение проблемы начинается на стадии разработки генеральных планов в самом общем виде совместно с другими вопросами инфраструктуры, и такие решения носят предварительный характер. Дается обоснование необходимости сооружения новых или расширения существующих элементов комплекса водопроводных сооружений для покрытия имеющегося дефицита мощности и возрастающих нагрузок по водоснабжению на расчетный срок. При этом рассмотрение вопросов выбора основного оборудования для комплекса водопроводных сооружений, насосных станций, а также трасс водопроводных сетей производится только после технико-экономического обоснования принимаемых решений.
В качестве предпроектного документа по развитию водопроводного и канализационного хозяйства поселения возможно использование схем водоснабжения и водоотведения.
Определение стоимости на разных этапах проектирования может осуществляться различными способами. На предпроектной стадии при обосновании инвестиций определяется предварительная (расчетная) стоимость строительства. Проекта на этой стадии еще нет, поэтому стоимость определяется по предельно укрупненным показателям. При отсутствии таких показателей могут использоваться данные о стоимости объектов-аналогов. При разработке рабочей документации на объекты капитального строительства необходимо уточнение стоимости путем составления проектно-сметной документации. Стоимость устанавливается на каждой стадии проектирования, в связи с чем обеспечивается поэтапная ее детализация и уточнение. Таким образом, базовые цены устанавливаются с целью последующего формирования договорных цен на разработку проектной документации и строительство.
Объемы работ и стоимость по строительству, реконструкции и техническому перевооружению системы водоснабжения поселения приведены в таблице 14.
В расчетах не учитывались:
- стоимость резервирования и выкупа земельных участков и недвижимости;
- стоимость проведения топографо-геодезических и геологических изысканий;
- стоимость мероприятий по сносу и демонтажу зданий и сооружений.

Таблица 14

NN
пп
Наименование работ и затрат
Ед. изм.
Объем работ
Общая стоимость, тыс. руб.
1 этап 2019 г.
2 этап 2025 г.
всего
1
2
3
4
5
6
7

ВЗУ № 1






Водонапорная башня
шт.
1
1500

1500

Установка ЧРП
шт.
1
130

130

Установка узла учета воды
шт.
1
18

18

Водопровод из труб ПЭ100 О200
км
7,4
23680

23680

Замена насосного оборудования
шт.
1
68

68

Бурение артезианской скважины
шт.
1
330

330

Установка водоочистной установки
шт.
1
70

70

Итого:


25796
0
25796

ВЗУ № 2






Водонапорная башня
шт.
1
1500

1500

Установка ЧРП
шт.
1
130

130

Установка узла учета воды
шт.
1
18

18

Водопровод из труб ПЭ100 О200
км
2,1
6720

6720

Бурение артезианской скважины
шт.
1
420

420

Установка водоочистной установки
шт.
1
70

70

Итого:


8858
0
8858

ВЗУ № 3






Водонапорная башня
шт.
1
1815

1815

Установка узла учета воды
шт.
1
18

18

Водопровод из труб ПЭ100 О200
км
3,5
11200

11200

Установка водоочистной установки
шт.
1
70

70

Итого:


13103
0
13103

Строительство шахтных колодцев
шт.
27
1300

1300

Итого:


1300

1300

Проведение химических анализов воды
кол.
58
147

147

Итого:


147

147

Противопожарные резервуары
шт.
8
9600

9600

Итого:


9600

9600

ВСЕГО по поселению:


45771,00

45771,00

9. Целевые показатели развития системы водоснабжения

В целях реализации государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, направленной на обеспечение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения, повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды; обеспечение доступности водоснабжения для абонентов за счет повышения эффективности водоснабжения, обеспечение развития централизованных систем холодного, привлечение инвестиций, была разработана настоящая схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения до 2025 года.
Реализация мероприятий, предлагаемых в данной схеме водоснабжения и водоотведения, позволит обеспечить:
- бесперебойное снабжение поселения питьевой водой, отвечающей требованиям нормативов качества;
- повышение надежности работы систем водоснабжения и удовлетворение потребностей потребителей (по объему и качеству услуг);
- модернизацию и инженерно-техническую оптимизацию систем водоснабжения с учетом современных требований;
- обеспечение экологической безопасности и уменьшение техногенного воздействия на окружающую среду;
- подключение новых абонентов на территориях перспективной застройки.
Основные целевые показатели развития централизованной системы водоснабжения поселения представлены в таблице 15.

Таблица 15

N№ пп
Наименование показателей
Единица измерения
Значения целевых показателей по годам
Первый этап
Второй этап
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
Объем поднятой воды
тыс. м3
14,5
14,6
15,0
15,1
15,1
15,2
15,3
16,1
16,5
16,8
16,9
17,0
2
Объем воды приобретенной со стороны
тыс. м3












3
Объем реализации воды
тыс. м3
13,2
13,3
13,8
14,0
14,1
14,1
14,2
15,3
15,8
16,1
16,1
16,2
4
Уровень потерь воды
%
9,1
9,0
8,0
7,0
6,7
6,8
7,2
5,0
4,6
4,2
4,7
4,7
5
Удельное водопотребление
м3/чел.
21,8
21,8
22,0
22,3
22,3
22,3
22,3
23,7
23,9
24,0
23,9
24,0
6
Количество ВЗУ, обеспечивающих качество воды установленным требованиям
%
0,0
33,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
7
Доля водопроводных сетей требующих замены
%
99,0
95,0
75,5
72,7
69,9
70,6
65,0
24,7
21,9
19,8
8,3
5,0
8
Физический износ оборудования
%
76,0
78,1
64,2
53,2
52,2
53,0
28,4
27,4
32,6
37,3
41,0
42,8
9
Обеспеченность ВЗУ приборами учета электрической энергии
%
100
100
100
100
100
100
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
10
Обеспеченность ВЗУ приборами учета воды
%
0,0
33,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
11
Обеспеченность потребителей приборами учета воды
%
50,0
66,7
86,8
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0

10. Перечень выявленных бесхозяйных объектов
централизованных систем водоснабжения (в случае их
выявления) и перечень организаций, уполномоченных
на их эксплуатацию

На территории поселения бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения не выявлено.

11. Водоотведение

11.1. Существующее положение в сфере водоотведения поселения

Централизованная система водоотведения (канализации) как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, как и очистные сооружения, на территории поселения отсутствуют. Индивидуальные системы водоотведения (выгребные ямы) применяются даже на крупных объектах потребления воды (Больше-Подовечинская ООШ и СДК).
Единственное производственное предприятие - СПК "Колос", расположенный на территории поселения, имея собственную систему водоснабжения, имеет и собственную систему водоотведения.

11.2. Структура системы сбора, очистки и отведения
сточных вод на территории поселения

Канализование ранее построенных жилых домов и зданий организаций осуществляется в жижесборники. Откуда стоки вывозятся ООО "Жилкомсервис" специализированным автотранспортом в места, согласованные Роспотребнадзором.
В дальнейшем при развитии инфраструктуры поселения возможно, потребуется проектирование централизованных систем водоотведения с канализационными очистными сооружениями, так как в положении о территориальном планировании поселения предусмотрено строительство крупных водопотребляющих объектов (молокозавод, культурно-досуговый центр, автосервис и др.).
Необходимость строительства канализационных сетей и очистных сооружений определяется проектными решениями по данным объектам. Соответствующие изменения (дополнения) вносится в Схему водоотведения поселения на предпроектном этапе.

12. Приложения

12.1. Условные обозначения схем водоснабжения

Остальные обозначения на схемах являются знаками топографических карт масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000, разработанных Военно-топографическим управлением Генерального штаба и Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР.

12.2. Схема водоснабжения сел Малое Подовечье, Большое
Подовечье, деревни Селезневка, деревни Борщовка

Рисунок не приводится.

12.3. Схема водоснабжения села Дегтярка

Рисунок не приводится.

12.4. Схема водоснабжения деревни Сандыри, деревни
Чибезы, деревни Новая

Рисунок не приводится.

12.5. Схема водоснабжения деревни Свистовка, деревни
Малые Подовечинские Выселки

Рисунок не приводится.

12.6. Схема водоснабжения деревни Гулынки, села Знаменка

Рисунок не приводится.


------------------------------------------------------------------