По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Протест Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры от 07.10.2014 N 02-04-2014 "На Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования - Погостинское сельское поселение, утв. решением Совета депутатов муниципального образования - Погостинское сельское Касимовского муниципального района Рязанской области от 08.09.2014 N 174"
РЯЗАНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА
ПРОТЕСТ
от 7 октября 2014 г. № 02-04-2014
НА ПОРЯДОК СБОРА И ВЫВОЗА БЫТОВЫХ ОТХОДОВ И МУСОРА НА
ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПОГОСТИНСКОЕ
СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ, УТВ. РЕШЕНИЕМ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПОГОСТИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ
КАСИМОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 08.09.2014 № 174
Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов органов местного самоуправления Рязанской области рассмотрен Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования - Погостинское сельское поселение, утв. решением Совета депутатов муниципального образования - Погостинское сельское Касимовского муниципального района Рязанской области от 08.09.2014 № 174.
В силу требований статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Кроме того, статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу положений статей 4, 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, названный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктами 1.2 - 1.4 Порядка закреплено, что Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования - Погостинское сельское поселение направлен на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами с целью соблюдения экологических, санитарных и иных требований в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека на территории сельского поселения. Настоящий Порядок не распространяется на отношения, связанные с обращением радиоактивных, биологических, ртутьсодержащих, медицинских отходов, отходов черных и цветных металлов, регулируемые специальными нормативными документами.
Порядок обязателен для всех физических и юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории поселения земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, анализируемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции органа местного самоуправления.
Вместе с тем установлено, что отдельные нормы Порядка противоречат требованиям действующего федерального законодательства и содержат коррупциогенные факторы.
Так, пунктом 1.6 Порядка закреплены основные понятия, используемые в анализируемом нормативном правовом акте. Однако такие понятия, как "обращение с отходами", "сбор отходов" не соответствуют установленным статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" используемым понятиям.
Кроме того, используемое в Порядке понятие "специализированная организация" гласит о том, что это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, вывозу отходов I - IV классов опасности, при условии наличия соответствующей лицензии на данный вид деятельности.
Однако в соответствии с положениями п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. По аналогичным основаниям противоречат требованиям федерального законодательства пункты 3.2, 3.9, 3.10, 5.11 Порядка.
Пунктом 2.8 Порядка закреплено, что нормы накопления отходов утверждаются органами местного самоуправления.
Однако статьей 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно статье 1 названного федерального закона:
- обращение с отходами есть деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- отходы производства и потребления (отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Лимиты на размещение отходов в силу статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Кроме того, установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Таким образом, установление норм образования отходов не отнесено федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления, что свидетельствует о проявлении такого коррупциогенного фактора, предусмотренного п. "д" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, т.е. нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
Пунктом 3.5 Порядка установлено, что вывоз бытовых отходов и мусора от контейнеров должен осуществляться по мере накопления.
Однако пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, закреплено, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Пунктами 2.9, 3.9, 3.10, 5.11 на собственников отходов, граждан возложена обязанность по заключению договоров на деятельность по сбору и вывозу отходов и мусора.
Однако в силу статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В частности, запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; дача хозяйствующим субъектам указаний о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Статьями 1. 421 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что гражданское законодательство основывается в том числе на признании свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается.
Пунктом 7.1 Порядка установлено, что контроль за выполнением Порядка осуществляют в том числе отдел Роспотребнадзора по Рязанской области и другие уполномоченные органы государственного контроля и надзора, установленные федеральным законодательством.
Факт наделения органов государственной власти полномочиями по осуществлению мероприятий по контролю за нормативными правовыми актами, принятыми органом местного самоуправления, является недопустимым, поскольку требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к компетенции органов местного самоуправления не отнесены такие полномочия, как наделение органов государственной власти полномочиями по осуществлению мероприятий по контролю и надзору за нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования - Погостинское сельское поселение, утв. решением Совета депутатов муниципального образования - Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 08.09.2014 № 174, противоречит требованиям действующего федерального законодательства и содержит коррупциогенные факторы, предусмотренные Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а также Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", так как указанным нормативным актом устанавливается выборочное изменение объема прав, и нормативный правовой акт, в части, принят за пределами компетенции.
В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно требованиям ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ",
требую:
Привести пункты 1.6, 2.8, 2.9, 3.2, 3.4, 3.5, 3.9, 3.10, 5.11, 7.1 Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования - Погостинское сельское поселение, утв. решением Совета депутатов муниципального образования - Погостинское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 08.09.2014 № 174, в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Протест подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем с момента его поступления заседании представительного (законодательного) органа муниципального образования.
О дате и времени рассмотрения протеста сообщить в Рязанскую межрайонную природоохранную прокуратуру и рассмотреть настоящий протест с участием представителя данной прокуратуры.
О результатах рассмотрения протеста и принятом решении уведомить прокурора в письменной форме.
Рязанский межрайонный
природоохранный прокурор
Н.Н.МОРОЗОВА
------------------------------------------------------------------