Постановление Администрации муниципального образования - Ибердусское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 17.10.2014 N 41 "Об утверждении Порядка определения долей земельных участков, находящихся под многоквартирными домами на территории Ибердусского сельского поселения"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ИБЕРДУССКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КАСИМОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. № 41

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ НА ТЕРРИТОРИИ
ИБЕРДУССКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Руководствуясь Земельным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, постановляю:
1. Утвердить Порядок определения долей земельных участков, находящихся под многоквартирными домами на территории Ибердусского сельского поселения (Приложение № 1).
2. Разместить на официальном сайте администрации Ибердусского сельского поселения в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.

Глава муниципального образования -
Ибердусское сельское поселение
Т.Н.ШТУКИНА





Утверждаю
Постановлением
главы МО - Ибердусское
сельское поселение
от 17 октября 2014 г. № 41

ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛЕЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД
МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ -
ИБЕРДУССКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

1. Общие положения

1.1. Осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч. 2 ст. 11 ЗК РФ), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (ст. 10 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), возложено на органы местного самоуправления.
1.2. В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
1.2.1. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (до 1 марта 2005 года), то в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, может обратиться любой из собственников помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме либо уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо.
1.2.2. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав домов, построенных или реконструированных после введения в действие ЖК РФ, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
1.2.3. В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территорий, включающей проекты межевания территории, принимается органом местного самоуправления по своей инициативе либо на основании предложения физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
1.3. Государственный кадастровый учет и оценка земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, обеспечивается без взимания платы с собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Основания возникновения общей долевой собственности
собственников помещений в многоквартирных домах и
обязанности по уплате земельного налога

2.1. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ, п. 1 ст. 36 ЖК РФ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. При этом данное общее имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в таком доме.
2.2. Согласно положению пп. 2 и 5 Федерального закона № 189-ФЗ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, учтенный в кадастре до введения в действие ЖК РФ, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме и становится объектом общей долевой собственности со дня его государственного кадастрового учета.
2.3. Для передачи органами местного самоуправления такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме не требуется издание специального распорядительного акта органов местного самоуправления.
Право общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, возникает в силу закона без дополнительного оформления перехода права.
2.4. В силу принципа платности землепользования (п. 7 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ) переход земельного участка под многоквартирным домами в собственность собственников помещений означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, а плательщиками признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которых введен налог (ст. 15, 387 и 388 НК РФ).
2.5. На основании п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
2.6. Согласно ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме.
Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (п. 5 ст. 15 ЖК РФ).
Таким образом, доля в праве общей долевой собственности на земельный участок будет пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме.

3. Механизм определения долей собственников помещений
в многоквартирных домах Ибердусского сельского поселения

3.1. Основным условием, необходимым для исчисления и взимания земельного налога налоговыми органами за земельные участки, занятые многоквартирными домами, помимо признания земельных участков объектами налогообложения (формирования и постановки на кадастровый учет), является информация о долях в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и их правообладателях.
В настоящее время ни за одним из регистрирующих органов не закреплена обязанность по предоставлению информации в налоговые органы о размерах доли собственников помещений многоквартирного дома в земельном участке, на котором расположен дом.
3.2. Для установления налоговой базы по земельному налогу необходимо определить размер общей площади помещения, находящегося в собственности конкретного налогоплательщика, и установить его соотношение с площадью всех помещений в многоквартирном доме.
В этих целях администрация Ибердусского сельского поселения подготавливает и направляет в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" запрос о предоставлении справки о собственниках помещений в многоквартирном доме (Приложение № 1 - не приводится).
3.3. Администрация Ибердусского сельского поселения производит расчет долей собственников помещения в многоквартирном доме.
3.3.1. Исчисление размера доли собственника квартиры (помещения) в общем имуществе (D и) многоквартирного дома производится по формуле:
S кв - площадь квартиры (помещения) в соответствии с данными органов технической инвентаризации;
S дома - общая площадь многоквартирного дома, находящаяся в собственности физических и юридических лиц, включающая площадь жилых и нежилых помещений, необходимых для эксплуатации здания;
D - доля собственника в помещении.
3.4. Расчет долей в праве на земельный участок под многоквартирным домом производится согласно доле на квартиру (помещение) (S зд), определяется по формуле:

S зд = S зу x D и,

где:
S зу - общая площадь земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, указанная в кадастровом паспорте земельного участка;
D и - доля собственника квартиры (помещения) в общем имуществе многоквартирного дома.
При проведении расчета долей оформляется пояснительная записка по расчету доли в праве на земельный участок под многоквартирным домом (Приложение № 2 - не приводится).
3.5. Определение и закрепление долей земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, за собственниками помещений в таком доме осуществляется в соответствии с ЖК РФ и ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
3.6. Во избежание нарушения прав собственников, установленных гражданским законодательством, несогласия собственников с расчетом земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, издается ненормативный акт о закреплении долей в праве собственности на земельные участки под многоквартирными домами с приложением расчета доли каждого из собственников жилых и нежилых помещений этого дома (Приложение № 3 - не приводится).
3.7. Согласно п. 1 ст. 245 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (п. 2 ст. 245 ГК РФ).

4. Порядок передачи сведений органами местного
самоуправления в территориальные налоговые органы

4.1. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции от 28.11.2009) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Вместе с тем, согласно п. 32 ст. 1 Федерального закона РФ от 27.07.2010 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010) ст. 85 НК РФ "Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц" дополнена пунктом 9.2, который обязывает органы местного самоуправления ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января текущего года.
4.2. Согласно пп. 10 и 11 ст. 85 НК РФ формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронном виде в налоговые органы сведений, предусмотренных этой статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Причем органы местного самоуправления представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронном виде определяется соглашением взаимодействующих сторон.
4.3. Органы муниципальных образований представляют в территориальные налоговые органы информацию о земельных участках в том объеме, в котором они располагают, и в первую очередь ту информацию, которая отсутствует в государственном кадастре недвижимости и в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4.4. На основании предоставляемых сведений о долях в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом и их правообладателях территориальные налоговые органы обязаны исчислить в соответствии со ст. 392 НК РФ сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет.


------------------------------------------------------------------