По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Письмо УФНС России по Рязанской области от 18.07.2014 N 2.13-33/08089@ "Об администрировании земельного налога с учетом положений абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ"
ФНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 18 июля 2014 г. № 2.13-33/08089@
ОБ АДМИНИСТРИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА С УЧЕТОМ ПОЛОЖЕНИЙ
АБЗАЦА ВТОРОГО ПОДПУНКТА 1 ПУНКТА 1 СТАТЬИ 394 НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РФ
В целях администрирования земельного налога (далее - налог) в отношении земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства и отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, закрепленных на праве частной собственности, праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования (далее также - Участки), за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, дачного строительства, а также обеспечения исполнения пунктов 1.4.12, 1.4.13 Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Рязанской области (распоряжение Правительства Рязанской области от 14.11.2013 № 524-р) территориальным налоговым органам УФНС России по Рязанской области (далее - соответственно налоговые инспекции, УФНС) рекомендуем руководствоваться следующим.
1. На основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении Участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Из вышеуказанных положений следует, что применение ставки налога в размере не более 0,3 процента в отношении Участков возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении Участков к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельхозиспользования в населенных пунктах и их использовании для сельхозпроизводства согласно целевому назначению.
Данная позиция находит отражение, в частности, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 22.03.2011 № ВАС-2745/11 и в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2010 № А26-3024/2010.
Учитывая изложенное, в письме Минфина России от 12.01.2012 № 03-05-04-02/03 разъяснялось, что в отношении Участков, не используемых по целевому назначению для сельхозпроизводства, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (исходя из подпункта 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ), для "прочих" земель - в размере, не превышающем 1,5 процента от кадастровой стоимости.
2. Для целей налогового контроля, в т.ч. камеральной проверки налоговых деклараций с расчетом налога в отношении Участков, а также формирования налоговых уведомлений с расчетом налога в отношении владельцев Участков из числа физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (например, владельцев земельных долей), УФНС заключены соглашения о взаимодействии (далее - соглашения с органами госземнадзора):
- от 24.02.2014 № 2.1-44/11 - с Управлением Росреестра по Рязанской области (далее - Управление Росреестра);
- от 06.03.2014 № 2.1-44/16 - с Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям (далее - Управление Россельхознадзора).
Соглашения с органами госземнадзора предусматривают:
- в части взаимодействия с Управлением Росреестра:
передачу в УФНС копий вынесенных должностными лицами Управления Росреестра, уполномоченными на осуществление мероприятий по госземнадзору, и вступивших в силу Постановлений о назначении административных наказаний за совершение правонарушений в отношении Участков, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 1.1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также копий вынесенных уполномоченными должностными лицами Управления Росреестра Предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, выданных лицам, привлеченным согласно Постановлениям к административной ответственности, и копии составленных уполномоченными должностными лицами Управления Росреестра Актов проверок, подтверждающих исполнение Предписаний. Указанные сведения передаются в УФНС ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и в дальнейшем направляются в налоговые инспекции;
- в части взаимодействия с Управлением Россельхознадзора:
передачу в УФНС копий вынесенных уполномоченными должностными лицами Управления Россельхознадзора и вступивших в силу Постановлений о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений в отношении Участков, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.6, 8.7, частью 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ, а также копий составленных уполномоченными должностными лицами Управления Россельхознадзора Предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, выданных лицам, привлеченным согласно Постановлениям к административной ответственности, и копий составленных уполномоченными должностными лицами Управления Россельхознадзора Актов проверок, подтверждающих устранение нарушений земельного законодательства и исполнение Предписаний. Указанные сведения передаются в УФНС ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, и в дальнейшем направляются в налоговые инспекции.
Кроме того, налоговым инспекциям в рамках обеспечения реализации предусмотренных НК РФ полномочий по налоговому контролю и пункта 1.4.12 Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Рязанской области необходимо на постоянной основе (не реже чем один раз в месяц) обеспечить получение копий материалов, касающихся проверок, проведенных на Участках органами муниципального земельного контроля в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации. Результаты использования данных материалов отражаются в отчете налоговой инспекции, формируемом в соответствии с пунктом 1.3 приказа УФНС от 27.02.2014 № 2.1-05-213/57@ "О реализации в 2014 году мероприятий по мобилизации дополнительных налоговых доходов консолидированного бюджета Рязанской области (в части, касающейся налога на доходы физических лиц и местных налогов)".
3. По получении сведений из органов госземнадзора налоговым инспекциям необходимо организовать их использование при проведении мероприятий налогового контроля (в т.ч. при проверке налоговых деклараций, планировании налоговых проверок) в отношении налоговых обязательств, касающихся Участков.
В случае получения сведений из органов госземнадзора, подтверждающих отсутствие использования для сельхозпроизводства Участков физических лиц, по которым ранее налоговые обязательства за соответствующий налоговый период формировались в виде налоговых уведомлений с применением "пониженной" ставки налога, предусмотренной абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней рассматривает вопрос о перерасчете налога с направлением нового налогового уведомления.
4. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 71/13 содержится вывод о том, что нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь Участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части Участка не по целевому назначению.
Кроме того, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является использование не по целевому назначению Участка как единого объекта, даже если используется не по целевому назначению только часть этого Участка.
Следовательно, состав указанного правонарушения образуют действия по использованию не по целевому назначению всего земельного участка либо действия по использованию не по целевому назначению только части земельного участка.
Таким образом, полученные налоговыми инспекциями в рамках соглашений с органами госземнадзора Постановления о назначении административных наказаний могут касаться квалификации правонарушений, основанной на фактах неиспользования для сельхозпроизводства как всей площади Участка, так и его части (процента площади, территории и т.п.).
Однако в любом случае, по мнению УФНС, исходя из пункта 1 статьи 389 НК РФ, пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 и указанного Постановления Президиума ВАС РФ в случае неиспользования Участка (части Участка) для сельхозпроизводства повышенная ставка налога не более 1,5% ("для прочих земельных участков") должна применяется для налогообложения всего Участка как единого объекта земельных и имущественных отношений.
Начальникам (и.о. начальника) налоговых инспекций необходимо обеспечить изучение и применение положений настоящего письма должностными лицами налоговых инспекций, осуществляющими администрирование налога по обязательствам юридических или физических лиц.
Руководитель УФНС России
по Рязанской области
В.А.МОРОЗОВ
------------------------------------------------------------------