Решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.08.2014 по делу N А54-4277/2013 <О признании Положения о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30 декабря 2011 года N 980, соответствующим Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Уставу муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, Положению "Об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области", утвержденному Решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 29.10.2010 N 128/58>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. по делу № А54-4277/2013

(извлечение)

Арбитражный суд Рязанской области рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя С.В.В. (Рязанская область, г. Скопин, ОГРНИП <...>) к администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (Рязанская область, г. Скопин, ОГРН <...>) при участии прокурора Рязанской области о признании недействующим Положения о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденного постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30 декабря 2011 года № 980

установил:

индивидуальный предприниматель С.В.В. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (далее - ответчик, администрация) о признании недействующим Положения о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденного постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30 декабря 2011 года № 980.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Рязанской области с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
Индивидуальный предприниматель С.В.В. и его представитель поддержали требования по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании дополнили правовую позицию.
Представитель администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области требование отклонил.
Представитель прокурора Рязанской области считает заявление необоснованным, поскольку заявителем не доказано и не подтверждено документально нарушение прав и законных интересов оспариваемым нормативным актом.
Из материалов дела следует. Индивидуальный предприниматель С.В.В. на основании лицензии АСС-62-213957, выданной согласно приказу (решению) Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области от 03.12.2008 № 33-л сроком действия с 04.12.2008 по 04.12.2013, осуществлял перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
12.05.2011 между администрацией муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области и предпринимателем был заключен договор № 17.11 на оказание услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам регулярного сообщения без бюджетных ассигнований.
В шестом разделе указанного договора установлен срок его действия до 12 мая 2012 года.
02.05.2012 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о продлении срока действия договора № 17.11 на оказание услуг по перевозкам пассажиров и багажа автобусами по городским маршрутам регулярного сообщения без бюджетных ассигнований.
Рассмотрев указанное заявление, администрация посчитала нецелесообразным продление срока действия договора № 17.11, заключенного с предпринимателем 12.05.2011. При этом уведомила заявителя о том, что администрацией муниципального образования - городской округ город Скопин объявлен открытый конкурс на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Рязанской области, информация о котором опубликована в газете "Скопинский вестник" и размещена на официальном сайте администрации муниципального образования - городской округ город Скопин в сети Интернет. Также указано, где осуществляется прием заявок.
30.12.2011 администрацией муниципального образования - городской округ город Скопин Постановлением № 980 утверждено Положение о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (далее - Положение № 980).
Заявитель считает, что оспариваемое Положение № 980 грубейшим образом нарушает его права и законные интересы, поскольку безосновательно возлагает на него дополнительные обязанности по участию в конкурсе, что недопустимо. Положение № 980 распространяет свое действие как на вновь открываемые маршруты, так и уже существующие. Положение № 980 должно действовать лишь в случае необходимости проведения конкурса. Такие случаи установлены разделом 3 Положения "Об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области", утвержденного решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 29.10.2010 № 128/58 (далее - Положение № 128/58).
С учетом изложенного индивидуальный предприниматель С.В.В. обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают препятствия для осуществления предпринимательской или иной деятельности.
Из буквального толкования данной нормы права следует, что заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение данным нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с ч. 4 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
30.12.2011 администрацией муниципального образования - городской округ город Скопин Постановлением № 980 утверждено Положение о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области.
Оспариваемым Положением № 980 установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Этим актом урегулированы отношения, связанные с проведением конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области. Действие положения не ограничено во времени, оно подлежит применению во всех случаях проведения данного конкурса.
Таким образом, оспариваемое Положение № 980 является нормативным правовым актом.
Постановление от 30.12.2011 администрации муниципального образования - городской округ город Скопин опубликовано Информационном бюллетене муниципального образования - городской округ город Скопин от 20.01.2012 № 1. В федеральной базе регистра муниципальных нормативных актов указанное постановление зарегистрировано за № RU62036305201100066 от 30.01.2012.
Постановлениями администрации муниципального образования - городской округ г. Скопин Рязанской области от 26.06.2012 № 580, от 19.03.2013 № 194, от 06.05.2013 № 353 внесены изменения в Постановление администрации муниципального образования - городской округ город Скопин от 30.12.2011 № 980 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области".
Постановления от 26.06.2012 № 580, от 19.03.2013 № 194, от 06.05.2013 № 353 опубликованы Информационном бюллетене муниципального образования - городской округ город Скопин от 14.02.2014 № 3 (часть 1), от 20.03.2012 № 6, от 16.05.2012 № 13 соответственно.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
В части 3 статьи 47 Закона № 131-ФЗ закреплено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
По смыслу указанных норм учреждение печатного средства массовой информации является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Следовательно, муниципальные правовые акты и иная официальная информация могут публиковаться в иных средствах массовой информации (печатных изданиях), если это установлено уставом муниципального образования и обеспечивает возможность ознакомления с ними граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Уставом муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденным решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 27.11.1996 № 54/7 (далее - Устав), предусмотрено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (п. 3 ст. 70 Устава).
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления Скопинского городского округа вступают в силу со дня их официального опубликования в "Информационном бюллетене муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области", если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу (п. 2 ст. 70 Устава).
Решением Скопинского городского Совета депутатов от 27.05.2010 № 55/48 учреждено периодическое печатное средство массовой информации Скопинского городского округа "Информационный бюллетень муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области".
Таким образом, оспариваемый нормативный акт (с изменениями) в установленном порядке опубликован.
В ходе проверки положений оспариваемого Положения № 980 на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, судом установлено следующее.
Статьей 789 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426 названного Кодекса).
Из буквального толкования данной нормы права следует, что сторонами договора перевозки транспортом общего пользования выступают перевозчик, с одной стороны, и пассажир, оплачивающий данную услугу, с другой стороны.
Вместе с тем, правом на осуществление предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок транспортом общего пользования, в отличие от иных видов перевозок, обладают лишь те субъекты предпринимательской деятельности, которым оно предоставлено на основании закона или иных правовых актов.
Таким образом, статьей 789 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена специальная правосубъектность для лиц, осуществляющих деятельность по оказании услуг перевозки транспортом общего пользования, по сравнению с иными видами перевозок.
Согласно частям 1, 2 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) настоящий закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, а также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, легковыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
При этом Устав автомобильного транспорта не определяют порядок предоставления субъектам предпринимательской деятельности права на оказание услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Из статьи 2 Закона № 131-ФЗ следует, что по вопросам местного значения, отнесенным к их компетенции, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления издают муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно части 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации закреплена самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
Из вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством на органы местного самоуправления возложены организационно-правовые, организационно-технические и распорядительные функции в сфере транспортного обслуживания населения.
При этом, поскольку законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не содержит конкретного перечня способов такого регулирования, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять их своими актами.
Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам организации дорожного движения относится комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями.
В ст. 5 Закона № 196-ФЗ определены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения и приведен перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения, которые не могут реализовываться на основе равноправия сторон, а предполагают наличие отношений власти-подчинения, характерных для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов.
Из анализа указанных норм следует, что правоотношения в сфере реализации полномочий органов местного самоуправления по организации пассажирских перевозок носят административно-правовой характер и не регулируются нормами гражданского законодательства, предполагающими равенство участников. Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, устанавливающие организационные меры для более оптимального и эффективного регулирования отношений в сфере перевозок на городских автобусных маршрутах, с целью гарантии безопасности пассажирских перевозок, в том числе реализовывать процедуру допуска субъектов предпринимательской деятельности для осуществления данного вида деятельности в порядке, определенном муниципальными правовыми актами.
По смыслу действующего законодательства конкурс среди владельцев пассажирских автотранспортных средств на право выполнения маршрутных пассажирских перевозок по маршрутам на территории муниципальных образований проводится с целью повышения безопасности перевозок пассажиров, укрепления транспортной дисциплины, удовлетворения потребности района в пассажирских перевозках, улучшения культуры и качества обслуживания.
Согласно п. 7 ст. 11 Устава, к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Скопинского городского округа.
Согласно подп. 12 п. 2 ст. 51.2, ст. 67 Устава глава администрации Скопинского городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Рязанской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Скопинского городского Совета депутатов, издает по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Рязанской области - постановления администрации Скопинского городского округа.
Таким образом, глава администрации, утверждая своим постановлением оспариваемое Положение № 980, действовала в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством Российской Федерации, а также Уставом городского округа, поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
При этом деятельность по организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования - городской округ город Скопин регулируется Положением "Об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области", утвержденным решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 29.10.2010 № 128/58 (далее - Положение № 128/58).
Положение № 128/58 регламентирует основные требования к организации транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании - городской округ город Скопин, определяет функции, обязанности и ответственность сторон, принимающих участие в транспортном обслуживании населения и в его организации.
Согласно п. 1.3 Положения № 128/58 главными целями организации транспортного обслуживания населения являются: обеспечение удовлетворения социально обусловленных и жизненно необходимых потребностей граждан в транспортных перемещениях; обеспечение безопасного, устойчивого и эффективного функционирования на территории муниципального образования - городской округ город Скопин всех видов пассажирского транспорта; создание условий для эффективной координации работы пассажирского транспорта и гармоничного функционирования на рынке транспортных услуг всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, обеспечение добросовестной конкуренции между различными транспортными организациями; разработка оптимальных комплексных маршрутных схем и расписаний движения транспортных средств; обеспечение маршрутов объектами инфраструктуры, необходимыми для обслуживания пассажиров и транспортных средств; отбор перевозчиков и организация их работы.
Таким образом, исходя из смысла и содержания названного нормативного акта, указанное Положение № 128/58 регулирует общие вопросы по организации маршрутных пассажирских перевозок.
Разделом 3 Положения № 128/58 определен порядок организации (открытия, изменения маршрутов и/или закрытия) маршрутов регулярных перевозок.
Заказчик вправе осуществлять открытие, изменение и/или закрытие маршрутов регулярных перевозок. Решение об открытии, изменении и/или закрытии маршрутов принимается Заказчиком (п. 3.2 раздела 3).
После выполнения всех подготовительных мероприятий по открытию маршрута, внесения его в реестр маршрутов регулярных перевозок Заказчик проводит открытый конкурс на право заключения договора организации перевозок (п. 3.10 раздела 3).
Пунктом 3.11 предусмотрено, что Заказчик вправе без конкурса заключить договор организации перевозок на один календарный год или до конца календарного года:
а) если конкурс признан несостоявшимся по причине регистрации единственной заявки на момент окончания установленного срока приема заявок и эта заявка была признана конкурсной комиссией отвечающей всем условиям и требованиям конкурсной документации;
б) с перевозчиком, по инициативе которого был открыт маршрут;
в) в случае досрочного расторжения договора организации перевозок в течение календарного года.
Из анализа указанных норм, по мнению заявителя, следует, что проведение открытого конкурса на право заключения договора организации пассажирских перевозок является необходимым условием лишь при открытии новых маршрутов, а также изменении существующих. Однако оспариваемое Положение № 980 не содержит ограничений при его применении и распространяет свое действие как на вновь открываемые маршруты, так и уже на существующие.
Согласно п. 1.1 Положения № 980 в целях настоящего Положения под конкурсом на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (далее - конкурс) понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Конкурс является открытым и проводится в целях отбора и создания равных возможностей привлечения перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа по городским маршрутам, формирования эффективной, устойчивой и безопасной системы организации регулярных перевозок пассажиров и багажа (п. 1.2 Положения № 980).
Лица, претендующие на заключение договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области (далее - договор) и подавшие заявки на участие в конкурсе, являются претендентами на участие в конкурсе. Претендентом может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности или индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям действующего законодательства, предъявляемым к перевозчикам пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Претенденты имеют право выступать в отношениях, связанных с участием в конкурсе, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей претендентов подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством, или ее нотариально заверенной копией (п. 1.5 Положения № 980).
Организатор перевозок определяет условия проведения конкурса, формирует лоты и принимает решение о проведении конкурса. Лот может быть сформирован из одного маршрута, из нескольких маршрутов или из отдельных рейсов одного маршрута (п. 1.10 Положения № 980).
Положением № 980 определены порядок информационного извещения о проведении конкурса на право заключения договора, содержание конкурсной документации и порядок ее предоставления, порядок подачи заявок на участие в конкурсе, вскрытия конвертов и рассмотрения заявок на участие в конкурсе, заключение договора по результатам проведения конкурса, определено каким образом может быть направлен запрос о разъяснении положений конкурсной документации и внесение в нее изменений, а также, в каком порядке конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных претендентами, признанными участниками конкурса.
Таким образом, Положение № 980 устанавливает специальные нормы, регулирующие организацию и порядок проведения конкурса, руководствоваться которыми обязаны уполномоченные и заинтересованные лица в случае необходимости проведения конкурса.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Перечень конкретных нарушений приведен в пунктах 1 - 7 данной нормы и не является закрытым.
Закрепленный приведенной нормой запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В пункте 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или к устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок.
С учетом изложенного, правовая позиция заявителя не может быть признана основной на указанном выше понятии о конкуренции.
Конкурс носит открытый характер, и Положение № 980 о нем соответствует требованиям Закона "О защите конкуренции". В силу федерального законодательства Российской Федерации администрация привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предпринимателей и организации посредством конкурса с целью определения из числа претендентов - перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности, максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков.
Проведение конкурса на осуществление регулярных пассажирских перевозок является способом упорядочения транспортного обслуживания населения города в целях обеспечения регулярности и безопасности пассажирских перевозок, установления порядка и условий осуществления перевозок, достижения стабильной работы транспорта по перевозке пассажиров и увеличения объемов и улучшения качества предоставляемых транспортных услуг в пределах муниципального образования путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования наиболее квалифицированных перевозчиков.
Доводы заявителя о том, что проведение конкурса необходимо лишь в случае открытия нового маршрута или изменения существующих маршрутов со ссылкой на Раздел 3 Положения № 128/58, являются необоснованными, поскольку такой вывод не следует из Положения № 128/58. В частности Раздел 3 Положения № 128/58 не устанавливает запретов на проведение конкурса, а также исключительные случаи для проведения конкурса.
Из Положения № 128/58 не следует, что истечение срока действия договора, заключенного с перевозчиком, работающим на существующем маршруте, не является основанием для проведения конкурса.
Суд соглашается с доводом администрации о том, что отказ от конкурсных (аукционных) процедур путем закрепления административного порядка предоставления права на заключение договора организации пассажирских перевозок исходя из положений Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон № 172-ФЗ) рассматривается как коррупциогенный фактор.
При этом в силу пункта 2 статьи 1 Закона № 172-ФЗ коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Суд не может согласиться с мнением заявителя о том, что оспариваемое Положение № 980 нарушает права и интересы заявителя, поскольку безосновательно возлагает на него дополнительные обязанности по участию в конкурсе, что не допустимо. Предприниматель вправе принять участие в обслуживании городских маршрутов в результате конкурса на равных для всех условиях. Извещение о конкурсе направлено неограниченному кругу лиц, имеющих лицензию, в том числе и заявителю, а потому не нарушает его права и законные интересы. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе.
Суд приходит к выводу, что проведение конкурса, в том числе в случае истечения срока действия договора, заключенного с перевозчиком, работающим на существующем маршруте, не ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, не ущемляют их интересы, наоборот, организация конкурса преследует достижение общественно полезных целей путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования более квалифицированных лиц.
Заявитель ссылается на представленные в материалы дела результаты проверок Скопинской межрайонной прокуратуры, по результатам которых установлено ненадлежащее исполнение администрацией муниципального образования - городской округ город Скопин своих полномочий как организатора проведения конкурса.
Вместе с тем, представления прокурора свидетельствуют о нарушениях, допущенных при проведении конкретного конкурса, а не о незаконности нормативного акта, регулирующего его проведение.
Проверив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия перечисленным выше нормам права, Арбитражный суд приходит к выводу о том, что Положение № 980 в целом и отдельные его пункты содержат ясные и определенные требования, соответствующие перечисленным выше правовым нормам.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд пришел к выводу о том, что Положение о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденное Постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30 декабря 2011 года № 980 соответствует федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и принято администрацией в соответствии с предоставленными ей полномочиями, и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя С.В.В. следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением заявления предпринимателя, в размере 200 рублей относятся на заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче заявления о признании нормативного правового акта недействующим государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 200 рублей.
В связи с тем, что заявителем по квитанции СБ8606/0133 от 13.08.2013 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., государственная пошлина в сумме 1800 руб. подлежит возврату заявителю, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. Признать Положение о проведении конкурса на право заключения договора организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по городским маршрутам на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, утвержденное постановлением администрации муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области от 30 декабря 2011 года № 980, соответствующим Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Уставу муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области, Положению "Об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования - городской округ город Скопин Рязанской области", утвержденному Решением Скопинского городского Совета депутатов Рязанской области от 29.10.2010 № 128/58.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя С.В.В. (Рязанская область, г. Скопин, <...>, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <...>) отказать.
2. Возвратить индивидуальному предпринимателю С.В.В. (Рязанская область, г. Скопин, <...>, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <...>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1800 руб., излишне уплаченную по квитанции СБ8606/0133 от 13.08.2013.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, через Арбитражный суд Рязанской области, в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья
И.А.СТРЕЛЬНИКОВА


------------------------------------------------------------------